31
Мамыр
2024
Анализ работы библиотеки
2023-2024 ОҚУЖЫЛЫНДАҒЫ КІТАПХАНА ЖҰМЫСЫНЫҢ ТАЛДАУЫ
АНАЛИЗ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Жетекшісі: Уашева Д.Р.
Жұмыс жоспарының
іске асырылу
мерзімі : 1 жыл
Руководитель: Уашева Д.Р.
Срок реализации плана
работы:1 год
Анализ работы библиотеки
КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай Білім басқармасы Восточно-Казахстанской области.
за 2023-2024 учебный год.
Библиотечное обслуживание в КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай Білім басқармасы Восточно-Казахстанской области осуществлялось и основывалось на нормативных документах:
• Конституция Республики Казахстан;(от 30 Тамыза 1995 года)
• Законы Республики Казахстан, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Республики Казахстан, определяющими развитие образования и культуры; (от 7 июня 1999года № 389-1 «Об образовании», от 11 июля 1997 года №151 «О языках в Республики Казахстан», от 10 декабря 1999 года «О труде в Республике Казахстан» итд.)
• Инструкцией о формировании фонда библиотеки государственной организации образования Республики Казахстан (приказ ҚР БҒМ №508 от 18.07.2003г)
• Типовое положение о библиотеке общеобразовательной школы (приказ ҚР БҒМ №827 от 17.08.2000 г.);
• Правила обслуживания читателей (приказ МОП РК № 827 от 17.08.2000 г.);
• Правила пользования * школьной библиотекой (приказ ҚР БҒМ № 522 от 03.07.2001 г.).
• Приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Казахстан и его уполномоченных структурных подразделений;
• Методическими рекомендациями Республиканской научно-педагогической библиотеки Министерства образования и науки Республики Казахстан;
• Приказами и распоряжениями областного управления образования, городского (районного) отдела образования;
• Уставом школы;
• Правилами внутреннего трудового распорядка;
• Приказами и распоряжениями директора школы;
Положением о библиотеке организации образования.
Цель работы школьной библиотеки: создание условий для воспитания разносторонней, интеллектуально и духовно развитой личности на основе свободного доступа к информационным ресурсам, знаниям, культурным ценностям, литературным традициям многонационального Казахстана.
Задачи школьной библиотеки:
• Обеспечить учебно-воспитательный процесс путем библиотечного, библиотечно-информационного обслуживания читателей в соответствии с их запросами;
• Формировать у учащихся навыки информационной культуры, обучать методам поиска информации, как в электронном формате, так и на бумажных носителях, прививать потребность в систематическом чтении;
• Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии, на основе внедрения инновационных информационных методов.
В связи с модернизацией Казахстанского образования понятие «педагогическая функция библиотеки» наполняется новым содержанием. Изменение содержания учебных программ, форм и методов обучения, структуры внеучебной деятельности, дистанционного обучения предполагает активное участие школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе. Библиотека становится информационным центром школы.
В 2023-2024 учебном году наиглавнейшей миссией библиотеки в рамках реализации республиканского проекта «Читающая школа-читающая нация» и программы «Детская библиотека», стало приобщение к чтению, формированию читательского вкуса, воспитание читателя. Анализируя обращения, учащихся в библиотеку, можно сделать вывод, что «дело сдвинулось с мертвой точки». Да, ресурсы ИНТЕРНЕТ заменили многим детям информацию в виде книг, у большинства ребят преобладает «клиповое мышление», книгу ведь нужно прочитать, осмыслить, кое-где и переосмыслить, отсортировать информацию, сделать выводы и только потом взять ту, действительно важную толику знаний для себя и суметь применить в жизни. В связи с погодными условиями, работа библиотеки не прекращалась даже в самые сильные морозы, большую часть 3 четверти обучение проходило в дистанционном формате, но это не помешало прививать учащимся любовь к чтению, заинтересовывать поступившими новинками художественной литературы. Если привести данные дневника ежедневного учета читателей, за период с сентября 2022 года по Мамыр 2023 года, можно сказать что для учащихся КГУ «Школа-лицей города Алтай» чтение стало самостоятельной ценностью, достойным занятием. Так по сводным данным, за учебный год: книговыдача составила-5938, число посещений-6898.
Считаю, что первая из поставленных задач на 2023-2024 учебный год выполнена: «активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения к чтению», что касается новых форм и методов приобщения к чтению: создание электронных выставок по краеведению и любимым книгам, чтение стихотворений, конкурсы чтецов к знаменательным датам, создание иилюстраций по произведениям, литературные гостиные, посещение городских библиотек, сочинение волшебной сказки о природе Казахстана, создание буктрейлеров, участие в конкурсах «Школьный буккроссинг», «Самая читающая семья», «Мы о войне стихами говорим», «Лухтановские чтения». В период осенних, зимних, весенних каникул, работал клуб любителей книг «Тайная книга». Размещались видео-ролики, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, чтение стихов посвященных 100-летию казахского поэта Бердыбека Сокпакбаеву. Новый формат позволил оценить все плюсы и минусы «живой» и электронной книги, общения «глаза в глаза» и через фокус веб-камеры. Каждый участник сделал для себя личные выводы: кто-то остался верен идее: «Лучше держать книгу в руках, чувствовать ее запах и энергетику» или же «Смотреть в сНаурызфон или планшет - всегда под рукой любимое произведение или нужная в данный момент информация». Но многие отметили, что чувствуют потребность в чтении: для кого-то это жизненно необходимый «глоток воздуха», кто-то таким образом расслабляется и получает возможность перенестись в фантазии, обогатить свой внутренний мир. Так или иначе, чтение и поисковая творческая деятельность благотворно влияют на психоэмоциональное состояние, как взрослого человека, так и ребенка.
Следующей поставленной задачей было пополнение художественного фонда библиотеки в рамках акции «Подари книгу школе!» и активизации буккроссинга.
Более 140 экземпляров книг художественной литературы, было передано в библиотеку учащимися и педагогами школы: Шмелевой М.Н., Сайлаубаевой Ж.К., Демегеневой Г.К., Смирновой Н.А., Осининой Т.В., Парфеновой О.С., Азикеновой О.Е., Нагибаевой Ф.Г. Ибрагим Ж.И.
Задача обучить читателей пользованию книгой, поиску и сортировке информации нашла свое применение в библиотечных уроках, проходящих по разработанному плану (отражено в годовом плане работы библиотеки).
Выполнение задачи по формированию эстетической и экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни уходит далеко к корням нашего народа и народов, населяющих землю Казахстана, к обычаям и традициям азиат и славян. Решением стало: функционированием этно-культурного татарского клуба «ЯШЛЕК», создание выставок и подбор литературы по разным культурным этносам: (ко «Дню Единства Народов Казахстана, Дню Языков, Дню Семьи», тема межнациональных конфессий и.т.д.).
Задача №6 имеет частично финансовую характеристику – обновление стендов, стеллажей. ЗБ подготовлены документы о необходимости замены библиотечной мебели, фирмой по производству металлоконструкций составлено ценовое предложение на установку требуемого оборудования, документы находятся на рассмотрении. Заменены парты, стулья, вывески обновляются по мере необходимости, надписи ламинируются. 1. Выполнение работы по библиотечному фонду.
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации проводится весь период учебного года, комплектование фонда происходит в соответствие с изменением и обновлением образовательной программы; прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений так же проводится весь период учебного года, прием, оформление документов, полученных в дар книг – по мере поступления. На постоянной основе проводится работа по мелкому ремонту и переплету изданий, с привлечением учащихся школы – за период 2023-2024 учебного года было отремонтировано 280 книги (уплотнение переплёта, замена обложки, укрепление листов книги).
Отраслевые направления работы:
1. Справочно-библиографическое направление – это проведение библиотечных уроков по ознакомительной и обучающей темам, на этих занятиях ребята получают навыки работы с книгой и в библиотеке, узнают о истории цифровых ресурсов, словарях, справочниках, систематических и алфавитных указателях, учатся разделять книги на художественную литературу, научную, научно-популярную, периодическую, знакомятся непосредственно со структурой книги и использованием ее научно-справочного аппарата.
2. В направлении воспитательной работы проводятся мероприятия по определенным темам: ЗОЖ, нравственное воспитание, формирование политической культуры, правовые вопросы, трудовое воспитание.
3. В блоке информационной работы: сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществлялось в виде:
- подготовки документов выставок;
- информации для педагогов и учащихся;
- помощь в подборе художественной литературы;
- оформление инфостендов, стеллажей.
4. Блок работы по подписной кампании осуществлялся в виде: оформления документов на индивидуальную подписку, подписка для школы не осуществлялась, так как не были выделены денежные средства. (первое полугодие 2024 года, второе полугодие 2023 года). Результаты подписной кампании по инициативе педагогов:
«Пуль Алтая» - 9 экз
«Заря Востока» - 29 экз
«Рудный Алтай» - 6 экз.
«Дидар» - 2 экз.
«Ұстаз» - 1 экз
«Білімді ел» - 1 экз
Итого: 48 газеты. ВЫПОЛНЕНО – 100%.
Перед началом учебного года были проведены перерегистрация ученических карточек, приём и выдача обучающимся школьных учебников на новый 2023-2024 учебный год из школьного фонда традиционно производится в Тамызе месяце. В первую очередь полностью обеспечиваются учебниками учащиеся льготных категорий. В сентябре 2017 года поступили учебные пособия по обновленной программе образования для 5 и 7 классов, в Тамызе и сентябре поступили учебные пособия по обновленной программе для 6 и 8 классов. В 2018,2019 годах поступление учебной литературы для 9, 10 классов, в Тамызе 2020 года – учебная литература для 11 классов, обновленные учебники по программе информатика для 5 и 6 классов, в сентябре 2023 года – учебные пособия по предмету «Религиоведение» 9 класс. Книги проштампованы, занесены в библиотечные документы и карточки учета.
Основные формы индивидуального обслуживания:
• беседа при записи в библиотеку,
• беседа при выдаче документов,
• беседа о прочитанном;
• анализ читательских формуляров,
В течение года проводились рейды по проверке школьных учебников у учащихся. В течение года в библиотеке оформлялись тематические полки, в соответствие с планом работы: «Вырастай здоровым», «Чистота планеты», «Азбука права», «Книга-открытие!», «Жизнь- сокровище!», «Труды президента РК», «Манифест. Мир 21 век.», «День Независимости РК», «Степная земля бесконечна, как время», «Обсуждаем стратегии, планы…», «Послание», «Сказка. Волшебный мир сказки», «На пороге взрослой жизни», «Взрослеем вместе», «Краски весны», «Жизнь без вредных привычек», «Наурыз-праздник мира и добра», «Апрель – весенняя капель», «Помним! Бсим! Гордимся!», «Дети войны», «Книга вместо интернета»
Так же в соответствие с планом работы библиотеки и в рамках проекта «Читающая школа-читающая нация» проводились следующие мероприятия: для 5 классов - «О книге и библиотеке.», «Структура книги», «Структура книги», «Информационная культура чтения, выбора. 7 классы», «Я дома, я в школе, я на улице. 6 классы», «ПДД 8 классы», «Жить по праву и закону. 9 классы», «беседа Родина моя. 10 классы», «Я – взрослый. 11 классы», «Независимость – это мы. 8-9 классы», «Грядущие праздники. 6-7 классы», «Волшебство момента. 5-6 классы», «Я и товарищи. 8-9 классы», «Жизнь без вредных привычек. 10 классы», «Жизнь без вредных привычек – наш выбор! 9 классы», «Праздник мам. 5-6 классы», «Кластер по сказке. 5 классы», «беседа. Обсуждаем послание. 8-9 классы», «История информационных ресурсов общества. 5 классы», «Справочная литература. Словари. Энциклопедии. 6 классы», «Структура книги. Использование научно-справочного аппарата. 7 классы», «Систематический и алфавитный каталоги. 8 классы». В мае месяце в рамках празднования Дня Победы в Вов в школе прошли литературные чтения стихов о войне. Организация выставок художественной литературы по различным тематикам и запросам педагогов.
1. Укомплектованность штата библиотечных работников: в школе работает заведующая библиотекой Уашева Динара Радиковна, с высшим, педагогическим образованием.
2. Школьная библиотека имеет общую площадь-50 кв.м., 6 столов, 12 стульев- всего посадочных мест 12. Стеллажи односторонние – 20, выставочные – 3, стеллажи для учебников – 10 штук. Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Работа по самообразованию:
Использую в своей работе информацию из профессиональных изданий «Школьная библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек, а также опыт школьных библиотекарей города, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации с методистом Отдела Образования. Районный конкурс «Школьный буккроссинг» - район – 2 место.
Выводы: школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении мероприятий, классных часов, тематических занятий. Производился подбор литературы, стихов, сценариев, оформлялись книжные выставки. библиотека пропагандирует чтение. Старалась привить учащимся любовь к книге, интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом. В учебном году увеличилось число посещений библиотеки и книговыдача. Систематически проводились индивидуальные и групповые беседы о прочитанном. Большое внимание уделялось духовно-нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Жся работа нацелена на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ именно бумажной книги и чтения в целом.
Проблемы, над которыми необходимо работать в 2024-2025 учебном году:
1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
2. Работа с коллективом школы по привлечению учащихся и педагогов к чтению;
3. Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами;
4. Пополнять фонд художественной литературы, за счет проведения акции «Подари книгу школе», буккроссингов.
5. Особое внимание уделить учащимся пятых классов, развивать осмысленное чтение, учить выразительности прочтения произведений.
АНАЛИЗ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Жетекшісі: Уашева Д.Р.
Жұмыс жоспарының
іске асырылу
мерзімі : 1 жыл
Руководитель: Уашева Д.Р.
Срок реализации плана
работы:1 год
Анализ работы библиотеки
КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай Білім басқармасы Восточно-Казахстанской области.
за 2023-2024 учебный год.
Библиотечное обслуживание в КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай Білім басқармасы Восточно-Казахстанской области осуществлялось и основывалось на нормативных документах:
• Конституция Республики Казахстан;(от 30 Тамыза 1995 года)
• Законы Республики Казахстан, нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Республики Казахстан, определяющими развитие образования и культуры; (от 7 июня 1999года № 389-1 «Об образовании», от 11 июля 1997 года №151 «О языках в Республики Казахстан», от 10 декабря 1999 года «О труде в Республике Казахстан» итд.)
• Инструкцией о формировании фонда библиотеки государственной организации образования Республики Казахстан (приказ ҚР БҒМ №508 от 18.07.2003г)
• Типовое положение о библиотеке общеобразовательной школы (приказ ҚР БҒМ №827 от 17.08.2000 г.);
• Правила обслуживания читателей (приказ МОП РК № 827 от 17.08.2000 г.);
• Правила пользования * школьной библиотекой (приказ ҚР БҒМ № 522 от 03.07.2001 г.).
• Приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Республики Казахстан и его уполномоченных структурных подразделений;
• Методическими рекомендациями Республиканской научно-педагогической библиотеки Министерства образования и науки Республики Казахстан;
• Приказами и распоряжениями областного управления образования, городского (районного) отдела образования;
• Уставом школы;
• Правилами внутреннего трудового распорядка;
• Приказами и распоряжениями директора школы;
Положением о библиотеке организации образования.
Цель работы школьной библиотеки: создание условий для воспитания разносторонней, интеллектуально и духовно развитой личности на основе свободного доступа к информационным ресурсам, знаниям, культурным ценностям, литературным традициям многонационального Казахстана.
Задачи школьной библиотеки:
• Обеспечить учебно-воспитательный процесс путем библиотечного, библиотечно-информационного обслуживания читателей в соответствии с их запросами;
• Формировать у учащихся навыки информационной культуры, обучать методам поиска информации, как в электронном формате, так и на бумажных носителях, прививать потребность в систематическом чтении;
• Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии, на основе внедрения инновационных информационных методов.
В связи с модернизацией Казахстанского образования понятие «педагогическая функция библиотеки» наполняется новым содержанием. Изменение содержания учебных программ, форм и методов обучения, структуры внеучебной деятельности, дистанционного обучения предполагает активное участие школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе. Библиотека становится информационным центром школы.
В 2023-2024 учебном году наиглавнейшей миссией библиотеки в рамках реализации республиканского проекта «Читающая школа-читающая нация» и программы «Детская библиотека», стало приобщение к чтению, формированию читательского вкуса, воспитание читателя. Анализируя обращения, учащихся в библиотеку, можно сделать вывод, что «дело сдвинулось с мертвой точки». Да, ресурсы ИНТЕРНЕТ заменили многим детям информацию в виде книг, у большинства ребят преобладает «клиповое мышление», книгу ведь нужно прочитать, осмыслить, кое-где и переосмыслить, отсортировать информацию, сделать выводы и только потом взять ту, действительно важную толику знаний для себя и суметь применить в жизни. В связи с погодными условиями, работа библиотеки не прекращалась даже в самые сильные морозы, большую часть 3 четверти обучение проходило в дистанционном формате, но это не помешало прививать учащимся любовь к чтению, заинтересовывать поступившими новинками художественной литературы. Если привести данные дневника ежедневного учета читателей, за период с сентября 2022 года по Мамыр 2023 года, можно сказать что для учащихся КГУ «Школа-лицей города Алтай» чтение стало самостоятельной ценностью, достойным занятием. Так по сводным данным, за учебный год: книговыдача составила-5938, число посещений-6898.
Считаю, что первая из поставленных задач на 2023-2024 учебный год выполнена: «активизировать читательскую активность у школьников, находить новые формы приобщения к чтению», что касается новых форм и методов приобщения к чтению: создание электронных выставок по краеведению и любимым книгам, чтение стихотворений, конкурсы чтецов к знаменательным датам, создание иилюстраций по произведениям, литературные гостиные, посещение городских библиотек, сочинение волшебной сказки о природе Казахстана, создание буктрейлеров, участие в конкурсах «Школьный буккроссинг», «Самая читающая семья», «Мы о войне стихами говорим», «Лухтановские чтения». В период осенних, зимних, весенних каникул, работал клуб любителей книг «Тайная книга». Размещались видео-ролики, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, чтение стихов посвященных 100-летию казахского поэта Бердыбека Сокпакбаеву. Новый формат позволил оценить все плюсы и минусы «живой» и электронной книги, общения «глаза в глаза» и через фокус веб-камеры. Каждый участник сделал для себя личные выводы: кто-то остался верен идее: «Лучше держать книгу в руках, чувствовать ее запах и энергетику» или же «Смотреть в сНаурызфон или планшет - всегда под рукой любимое произведение или нужная в данный момент информация». Но многие отметили, что чувствуют потребность в чтении: для кого-то это жизненно необходимый «глоток воздуха», кто-то таким образом расслабляется и получает возможность перенестись в фантазии, обогатить свой внутренний мир. Так или иначе, чтение и поисковая творческая деятельность благотворно влияют на психоэмоциональное состояние, как взрослого человека, так и ребенка.
Следующей поставленной задачей было пополнение художественного фонда библиотеки в рамках акции «Подари книгу школе!» и активизации буккроссинга.
Более 140 экземпляров книг художественной литературы, было передано в библиотеку учащимися и педагогами школы: Шмелевой М.Н., Сайлаубаевой Ж.К., Демегеневой Г.К., Смирновой Н.А., Осининой Т.В., Парфеновой О.С., Азикеновой О.Е., Нагибаевой Ф.Г. Ибрагим Ж.И.
Задача обучить читателей пользованию книгой, поиску и сортировке информации нашла свое применение в библиотечных уроках, проходящих по разработанному плану (отражено в годовом плане работы библиотеки).
Выполнение задачи по формированию эстетической и экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни уходит далеко к корням нашего народа и народов, населяющих землю Казахстана, к обычаям и традициям азиат и славян. Решением стало: функционированием этно-культурного татарского клуба «ЯШЛЕК», создание выставок и подбор литературы по разным культурным этносам: (ко «Дню Единства Народов Казахстана, Дню Языков, Дню Семьи», тема межнациональных конфессий и.т.д.).
Задача №6 имеет частично финансовую характеристику – обновление стендов, стеллажей. ЗБ подготовлены документы о необходимости замены библиотечной мебели, фирмой по производству металлоконструкций составлено ценовое предложение на установку требуемого оборудования, документы находятся на рассмотрении. Заменены парты, стулья, вывески обновляются по мере необходимости, надписи ламинируются. 1. Выполнение работы по библиотечному фонду.
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации проводится весь период учебного года, комплектование фонда происходит в соответствие с изменением и обновлением образовательной программы; прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений так же проводится весь период учебного года, прием, оформление документов, полученных в дар книг – по мере поступления. На постоянной основе проводится работа по мелкому ремонту и переплету изданий, с привлечением учащихся школы – за период 2023-2024 учебного года было отремонтировано 280 книги (уплотнение переплёта, замена обложки, укрепление листов книги).
Отраслевые направления работы:
1. Справочно-библиографическое направление – это проведение библиотечных уроков по ознакомительной и обучающей темам, на этих занятиях ребята получают навыки работы с книгой и в библиотеке, узнают о истории цифровых ресурсов, словарях, справочниках, систематических и алфавитных указателях, учатся разделять книги на художественную литературу, научную, научно-популярную, периодическую, знакомятся непосредственно со структурой книги и использованием ее научно-справочного аппарата.
2. В направлении воспитательной работы проводятся мероприятия по определенным темам: ЗОЖ, нравственное воспитание, формирование политической культуры, правовые вопросы, трудовое воспитание.
3. В блоке информационной работы: сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществлялось в виде:
- подготовки документов выставок;
- информации для педагогов и учащихся;
- помощь в подборе художественной литературы;
- оформление инфостендов, стеллажей.
4. Блок работы по подписной кампании осуществлялся в виде: оформления документов на индивидуальную подписку, подписка для школы не осуществлялась, так как не были выделены денежные средства. (первое полугодие 2024 года, второе полугодие 2023 года). Результаты подписной кампании по инициативе педагогов:
«Пуль Алтая» - 9 экз
«Заря Востока» - 29 экз
«Рудный Алтай» - 6 экз.
«Дидар» - 2 экз.
«Ұстаз» - 1 экз
«Білімді ел» - 1 экз
Итого: 48 газеты. ВЫПОЛНЕНО – 100%.
Перед началом учебного года были проведены перерегистрация ученических карточек, приём и выдача обучающимся школьных учебников на новый 2023-2024 учебный год из школьного фонда традиционно производится в Тамызе месяце. В первую очередь полностью обеспечиваются учебниками учащиеся льготных категорий. В сентябре 2017 года поступили учебные пособия по обновленной программе образования для 5 и 7 классов, в Тамызе и сентябре поступили учебные пособия по обновленной программе для 6 и 8 классов. В 2018,2019 годах поступление учебной литературы для 9, 10 классов, в Тамызе 2020 года – учебная литература для 11 классов, обновленные учебники по программе информатика для 5 и 6 классов, в сентябре 2023 года – учебные пособия по предмету «Религиоведение» 9 класс. Книги проштампованы, занесены в библиотечные документы и карточки учета.
Основные формы индивидуального обслуживания:
• беседа при записи в библиотеку,
• беседа при выдаче документов,
• беседа о прочитанном;
• анализ читательских формуляров,
В течение года проводились рейды по проверке школьных учебников у учащихся. В течение года в библиотеке оформлялись тематические полки, в соответствие с планом работы: «Вырастай здоровым», «Чистота планеты», «Азбука права», «Книга-открытие!», «Жизнь- сокровище!», «Труды президента РК», «Манифест. Мир 21 век.», «День Независимости РК», «Степная земля бесконечна, как время», «Обсуждаем стратегии, планы…», «Послание», «Сказка. Волшебный мир сказки», «На пороге взрослой жизни», «Взрослеем вместе», «Краски весны», «Жизнь без вредных привычек», «Наурыз-праздник мира и добра», «Апрель – весенняя капель», «Помним! Бсим! Гордимся!», «Дети войны», «Книга вместо интернета»
Так же в соответствие с планом работы библиотеки и в рамках проекта «Читающая школа-читающая нация» проводились следующие мероприятия: для 5 классов - «О книге и библиотеке.», «Структура книги», «Структура книги», «Информационная культура чтения, выбора. 7 классы», «Я дома, я в школе, я на улице. 6 классы», «ПДД 8 классы», «Жить по праву и закону. 9 классы», «беседа Родина моя. 10 классы», «Я – взрослый. 11 классы», «Независимость – это мы. 8-9 классы», «Грядущие праздники. 6-7 классы», «Волшебство момента. 5-6 классы», «Я и товарищи. 8-9 классы», «Жизнь без вредных привычек. 10 классы», «Жизнь без вредных привычек – наш выбор! 9 классы», «Праздник мам. 5-6 классы», «Кластер по сказке. 5 классы», «беседа. Обсуждаем послание. 8-9 классы», «История информационных ресурсов общества. 5 классы», «Справочная литература. Словари. Энциклопедии. 6 классы», «Структура книги. Использование научно-справочного аппарата. 7 классы», «Систематический и алфавитный каталоги. 8 классы». В мае месяце в рамках празднования Дня Победы в Вов в школе прошли литературные чтения стихов о войне. Организация выставок художественной литературы по различным тематикам и запросам педагогов.
1. Укомплектованность штата библиотечных работников: в школе работает заведующая библиотекой Уашева Динара Радиковна, с высшим, педагогическим образованием.
2. Школьная библиотека имеет общую площадь-50 кв.м., 6 столов, 12 стульев- всего посадочных мест 12. Стеллажи односторонние – 20, выставочные – 3, стеллажи для учебников – 10 штук. Освещение библиотеки соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
Работа по самообразованию:
Использую в своей работе информацию из профессиональных изданий «Школьная библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет - сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек, а также опыт школьных библиотекарей города, посещаю семинары, присутствую на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации с методистом Отдела Образования. Районный конкурс «Школьный буккроссинг» - район – 2 место.
Выводы: школьная библиотека в течение года оказывала помощь учителям, классным руководителям в проведении мероприятий, классных часов, тематических занятий. Производился подбор литературы, стихов, сценариев, оформлялись книжные выставки. библиотека пропагандирует чтение. Старалась привить учащимся любовь к книге, интерес к периодической печати. Работа библиотеки проводилась в соответствии с годовым планом. В учебном году увеличилось число посещений библиотеки и книговыдача. Систематически проводились индивидуальные и групповые беседы о прочитанном. Большое внимание уделялось духовно-нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Жся работа нацелена на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ именно бумажной книги и чтения в целом.
Проблемы, над которыми необходимо работать в 2024-2025 учебном году:
1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебно-методическими пособиями, работа по сохранности фонда;
2. Работа с коллективом школы по привлечению учащихся и педагогов к чтению;
3. Обучение читателей навыкам самостоятельного пользования всеми библиотечными ресурсами;
4. Пополнять фонд художественной литературы, за счет проведения акции «Подари книгу школе», буккроссингов.
5. Особое внимание уделить учащимся пятых классов, развивать осмысленное чтение, учить выразительности прочтения произведений.