Предпрофельная подготовка » КГУ «Школа-лицей города Алтай»
Шымкент қаласы білім басқармасының
"Школа-лицей города Алтай"
отдела образования по району Алтай
Білім басқармасы Восточно-Казахстанской области
Приемная:
+7 (72335) 6-16-61
Бухгалтерия:
+7 (72335) 6-01-57
Нашар
көрушілер нұсқасы
12
Қыркүйек
2022

Предпрофельная подготовка

Организация и реализация предпрофильной подготовки в 9 классах в 2022 – 2023 учебном году

Цель: Осуществить комплексную подготовку учащихся 9 классов к совершению ответственного выбора- предварительного самоопределения в отношении профилизации направления собственной деятельности, а также получение информации о состоянии образовательного процесса в профильных 9 классах.

Задачи:

  1. формировать осознанный выбор профиля обучения и готовности к освоению учебных программ профильных учебных предметов в старшей школе;
  2. обеспечить получение полноценного и качественного основного среднего образования, адекватного современным общественным потребностям;
  3. развивать когнитивный интерес у обучающихся, интеллектуальные и творческие способности;
  4. развивать способности, самостоятельно применять компоненты программы и пополнять свои знания через содержание учебного курса;
  5.  использовать технологии проблемно-ориентированного обучения, направленного на развитие умений изобретательского решения проблемы;
  6. формировать и развивать у обучающихся духовно-нравственные качества; 
  7. формировать и развивать у обучающихся системы базовых знаний по основам наук
  8. формировать и развивать у обучающихся навыки самостоятельного обучения и личностного саморазвития;
  9. развивать навыки осуществления учебной, проектной, исследовательской деятельности;
  10. формировать и развивать навыки критического и творческого мышления;
  11. формировать навыков самореализации и взаимодействия в социуме.
  12. формировать психологическую культуру личности в целом.

Предмет деятельности КГУ «Школа-лицей города Алтай»- реализация общеобразовательных и дополнительных образовательных учебных программ основного среднего и общесреднего образования, обеспечение расширенного и углубленного естественно-математического образования учащихся в соответствии с их склонностями и способностями.

Предпрофильная подготовка в 9х классах осуществляется через вариативный компонент который представлен глобальными компетенциями, предметами по выбору элективными курсами, курсами гимназического и лицейского компонента содержание которых способствует формированию у обучающихся навыков 21 века: критическое мышление, функциональная грамотность, работа в команде, исследовательские навыки, лидерские качества, IT-компетентость,  инициативность.

Курс «Глобальные компетенции» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год.

Глобальные компетенции приобретают особое значение в связи с растущим влиянием глобализации, быстрыми социальными, экономическими и технологическими изменениями, а также другими важными глобальными вопросами, оказывающими повсеместное воздействие на людей, культуры и нации. Курс направлен на формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности, понимания взаимосвязанности и взаимозависимости местных и глобальных проблем, вопросов межкультурного взаимодействия, критического анализа и оценивания различных точек зрения и мировоззрений, навыков создания оригинальных знаний и идей. Содержание курса предполагает развитие навыков исследования и поиска необходимой актуальной информации, критического осмысления и рефлексии, коммуникативных компетенций. Обозначенные цели и задачи курса предусматривают преемственность и взаимосвязь с содержанием среднего образования, расширяют воспитательный контент как неотъемлемую составляющую процесса обучения. Цель курса: формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности. Курс включает пять юнитов: «Добропорядочность и этика», «Гражданственность и патриотизм», «Медиаграмотность и финансовая грамотность», «Безопасность жизнедеятельности», «Экологическая культура», в 9 классе дополнительно включен юнит «Светскость и религиоведение». Для каждого класса предлагается разнообразная тематика юнитов с указанием количества часов и ожидаемых результатов. 

Предметы  по выбору (3 курса) определены профилем школы, интересами учащихся и их родителей. Вариативное содержание образования поддерживает направление профилизации школы - естественно-математическое, способствует развитию интересов и склонностей учащихся, их социализации. Данный блок включает в себя следующие предметы:

Курс «Ұлттық құндылықтар» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс нацелен на привитие общей, коммуникативной и профессиональной компетенции, позволяет познакомить учащихся с историей казахского народа, ставшей национальной ценностью; эффективно использовать многовековые традиции и обычаи; научить обучающихся овладеть устной и письменной речью на казахском языке в пределах изученной общественно-политической, экономической, деловой, страноведческой, историко-филологической и разговорно-бытовой тематики, пользуясь активным запасом лексики и фразеологии.

Спецкурс по географии "География производства в условиях рыночной экономики Казахстана" в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. В условиях становления рыночной экономики и активизации международных контактов предъявляются новые требования к уровню экономической образованности выпускников школы, которые должны быть хорошо информированы в области экономики, права, обществознания и других предметов социально-экономического цикла. Курс позволяет развить способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества, способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и исследований, сформировать общее представление о вопросах, с которыми приходится сталкиваться экономистам при выборе  места  для строительства предприятий, в котором оно будет работать с максимальным экономическим эффектом.

Практикум углубленного изучения по английскому языку в  9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Данный курс реализует выполнение задач по удовлетворению интересов и развитию трёхъязычия в КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай УОВКО в полном объеме. Позволит обучающимся на уроке изучаемого иностранного языка тренировать навыки говорения в реальных жизненных ситуациях, направлен на углубление и систематизацию знаний обучающихся на иностранном языке с использованием информационных средств, приобщение их к самостоятельному творческому мышлению, применению методов анализа и синтеза при обработке информации используя различные приемы новых технологий. Он будет способствовать развитию лексики английского языка через ежедневно употребляемые выражения.

В рабочий учебный план включен элективный курс «Основные законы химии» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс носит предметно ориентированный характер включает углубление и расширение отдельных тем базовой программы. Главное предназначение данного курса состоит в том, чтобы познакомить учащихся с основными типами расчетных и качественных задач, с принципами и алгоритмами их решения. Программа позволяет создать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся. Содержание программы учитывает особенности химии как естественной и экспериментальной науки, поэтому в программу включены две группы задач: качественные и расчетные (количественные). 

Физическая культура: спортивные игры в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс нацелен на формирование основ физической культуры, направленных на здоровое физическое развитие, приобретение спортивно-специфических двигательных навыков и физических способностей. Задачи курса: развитие двигательных навыков обучающихся, способствующих выносливости, быстроте, силе, ловкости и гибкости; воспитание чувства патриотизма, уважения, ответственности и взаимопонимания; стимулирование обучающихся вести здоровый образ жизни на протяжении всей жизни и применять приобретенные навыки в дальнейшем; формирование представления о физической культуре как части общечеловеческой культуры.

         Курсы лицейского компонента (5курсов) направлены на расширение и углубление знаний учащихся с учетом возрастных возможностей. Данные курсы способствуют интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагают широкое использование методов активного обучения, отражают специфику учебного заведения. 

В связи с этим в лицейский компонент рабочего учебного плана введены следующие курсы: 


«Тілім менің–тірлігімнің айғағы» курсы в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Цель курса: воспитание уважения к государственному языку и привитие обучающимся понятия, что язык является важнейшим фактором существования наци. Задачами курса является привитие обучающимся следующих основных активных навыков: навыки понимания устной казахской речи; навыки чтения и понимания казахской письменной речи; навыки письма по-казахски; навыки речи на казахском языке; навыки устного двустороннего последовательного перевода; навыки письменного перевода с казахского языка на русский и с русского языка на казахский.

Спецкурс по математике "Технология   исследовательской деятельности" (ТИД) в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс позволяет обеспечить базу, для изучения смежных предметов (физики, информатики), специфических и важных для них областей математики, а также особенностей применения математических методов, сформировать формально-оперативные алгебраические умения. Навыки их применения к решению математических задач. В результате изучения курса учащиеся усвоят основные приёмы и методы решения нестандартных задач; сформируют умения применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

IT-технологии «Компьютерный дизайн» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс представляет собой углублённое изучение отдельных тем общеобразовательных программ по информатике (работа с графическими пакетами).  Курс способствует развитию познавательной активности учащихся, творческого и операционного мышления, повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний 3D графики.

Спецкурс по географии "Теоретические основы географии Казахстана" в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Структура спецкурса ориентирована на раскрытие основных теоретических аспектов географии Казахстана. Предлагаемая программа спецкурса расширяет кругозор и знания учащихся, является дополнительным образовательным курсом естественнонаучного цикла на предпрофильном уровне. Элементы воспитания, включающие содержание предмета: нравственное воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание, гигиеническое воспитание, патриотическое воспитание.

Спецкурс по физике «Методы решения задач по физике» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год.  Программа спецкурса ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных  знаний и умений, на формирование  углубленных знаний и умений.  Новизна спецкурса предусматривает изучение в тесной связи науки и повседневной жизни. Дополняет и углубляет базовый курс средней школы. Позволяет понять и выбрать необходимые оптимальные методы для решения  физической задачи, успешнее ориентироваться в применении обширного теоретического материала на практике.

Предпрофильное обучение предусматривает работу педагогов, которые могут вести интегрированные уроки, обеспечивать личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подход к организации УВП

Педагоги работающие в 9х классах должны иметь необходимую профессиональную квалификацию и личностные качества, без ограничений выстраивать специально ориентированный на учащихся 9 классов образовательный процесс, мотивационную готовность осуществлять предпрофильную подготовку учащихся.

Кадровое обеспечение ЕМЦ

Предмет

Учитель

Образование

Категория

стаж


1


Алгебра

Геометрия

"Технология     исследовательской деятельности" (ТИД)


Рублева Т.А.

высшее

Педагог-исследователь

15


Иванова И.Е.

высшее

Педагог-исследователь

24


2

Информатика

ІТ-технологии (Компьютерный дизайн)


3

Биология


Нагибаева Ф.Г.

высшее

Педагог-исследователь

34


4

Химия 

элективный курс «Основные законы химии»

Гусаренко О.В.

высшее

Педагог-исследователь

17


5

География

Мисевич Н.Г.

высшее

Педагог-эксперт

27


6

Физика

СК по физике «Методы решения задач по физике» 

Вичканова О.В.

высшее

б\к

15



Итого: всего педагогов ЕМЦ преподающих в 9х классах-6  из них с категорией педагог исследователь- 4, педагог эксперт- 1,  вторая категория -0, без категории-1

По стажу работы                                           

Менее 3лет

0

От 3 до 8 лет

0

От 9 до 16 лет

2

От 17 до 20 лет

1

Более 20 лет

3


Итого: преобладают педагоги стаж работы которых составляет свыше 20 лет.

Для осуществления классно-обобщающего контроля в предпрофильных классах посещены и проанализированы уроки естественно-математического направления. С целью оценки эффективности деятельности учителя по обеспечению подготовки учащихся в учебно-воспитательном процессе.

биология: Нагибаева Ф.Г.

химия- Гусаренко О.В; 

информатика и спец курс (Компьютерный дизайн)- Иванова И.Е., 

алгебра, геометрия, ТИД по математике – Рублева Т.А.

физика и СК по физике «Методы решения задач по физике»-  - Вичканова О.В.

география- Мисевич Н.Г.

По итогам  посещенных уроков индивидуально с каждым педагогом, даны рекомендации: 

Деятельность по развитию одаренности учащихся:

Участие учащихся 9 классов в интеллектуальных конкурсах в 2022-2023 учебном году 1 четверть.

С целью стимулирования научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся, а также повышения престижности умственного труда. Прошли соревнования  районного тура Республиканских научных проектов  по общеобразовательным предметам среди 9-11 классов. 


Результаты конкурса научных проектов за 2022-2023 учебный год

ФИ автора проекта (полностью)               

Название проекта

Секция

ФИО руководителя

Индивидуальный/ командная работа

Район

1

Богатырева Дарья Сергеевна

Космические технологии на земле

наука о земле и космосе

Рублева Татьяна Александровна

командный

2

Аспандияров Аруан Телжанович

Космические технологии на земле

наука о земле и космосе

Рублева Татьяна Александровна

командный

3

Маратбек Диана Еркінбекқызы

Оқуға құштарлықты арттырудың бір жолы — электронды білім ресурстары

литература (казахская)

Шоматова Нгазигуль Мугалымовна

индивидуальный

4

Раджанқызы Дина

Аллея посвященная казахским курултаям

краеведение

Азикенова Ольга Владимировна

командный

5

Брост Полина Денисовна

Аллея посвященная казахским курултаям

краеведение

Азикенова Ольга Владимировна

командный



Лингвистическая олимпиада

ФИ УЧ-чя согласно документа

ФИО учителя

район

2

Черепанов Евгений

Рублева Т.А. Людвина А.И. Демегенева Г.К. Аленова К.Б.


Моя малая Родина


Номинация

ФИО участника

класс

ФИО педагога подготовившего участника  телефон

Результат район

Результат область

1

"Символ моей малой Родины" (видео)

Ақпаева Даяна Муслимқызы

10Б

Кадырбаева Меруерт Амангельдыевна 87777646381

1 место

1 место

2

Богатырева Дарья Сергеевна

Кадырбаева Меруерт Амангельдыевна 87777646381

1 место

2 место

3

"История моей малой Родины" (видео-репортаж)

Клиновицкий Кирилл Алексеевич

10А

Ибрагим Жанар Ибрагимовна 87772814485

1 место

3 место

4

Байкубинов Ілияс Райдолдаұлы

10А

Ибрагим Жанар Ибрагимовна 87772814485

1 место

4 место

5

"Будущее моей малой родины" (макет)

Брост Полина Денисовна

Азикенова Ольга Евгеньевна 87777460466

3 место


6

Раджанкызы Дина

Азикенова Ольга Евгеньевна 87777460466

3 место


7

Мой родной край (эссе)

Абакумова Александра Ивановна

10А

Байбулова Айнаш Кургановна 87773631503

2место


8

Тюлюбаева Дильназ     Муканқызы

10Б

Байбулова Айнаш Кургановна 87773631503

3 место



Рекомендации:

  • Педагогическому коллективу, работающему в 9х классах, продолжить работу по реализации задач предпрофильной подготовки, учащихся в полном объеме (постоянно).
  • Для повышения уровня преподавания предметов, сохранению и повышению качества знаний и степени обученности учащихся использовать эффективные приемы и методы преподавания.
  • Учителям предметникам включать материал профориентационной направленности в свои уроки