Предпрофельная подготовка
Организация и реализация предпрофильной подготовки в 9 классах в 2022 – 2023 учебном году
Цель: Осуществить комплексную подготовку учащихся 9 классов к совершению ответственного выбора- предварительного самоопределения в отношении профилизации направления собственной деятельности, а также получение информации о состоянии образовательного процесса в профильных 9 классах.
Задачи:
- формировать осознанный выбор профиля обучения и готовности к освоению учебных программ профильных учебных предметов в старшей школе;
- обеспечить получение полноценного и качественного основного среднего образования, адекватного современным общественным потребностям;
- развивать когнитивный интерес у обучающихся, интеллектуальные и творческие способности;
- развивать способности, самостоятельно применять компоненты программы и пополнять свои знания через содержание учебного курса;
- использовать технологии проблемно-ориентированного обучения, направленного на развитие умений изобретательского решения проблемы;
- формировать и развивать у обучающихся духовно-нравственные качества;
- формировать и развивать у обучающихся системы базовых знаний по основам наук
- формировать и развивать у обучающихся навыки самостоятельного обучения и личностного саморазвития;
- развивать навыки осуществления учебной, проектной, исследовательской деятельности;
- формировать и развивать навыки критического и творческого мышления;
- формировать навыков самореализации и взаимодействия в социуме.
- формировать психологическую культуру личности в целом.
Предмет деятельности КГУ «Школа-лицей города Алтай»- реализация общеобразовательных и дополнительных образовательных учебных программ основного среднего и общесреднего образования, обеспечение расширенного и углубленного естественно-математического образования учащихся в соответствии с их склонностями и способностями.
Предпрофильная подготовка в 9х классах осуществляется через вариативный компонент который представлен глобальными компетенциями, предметами по выбору элективными курсами, курсами гимназического и лицейского компонента содержание которых способствует формированию у обучающихся навыков 21 века: критическое мышление, функциональная грамотность, работа в команде, исследовательские навыки, лидерские качества, IT-компетентость, инициативность.
Курс «Глобальные компетенции» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год.
Глобальные компетенции приобретают особое значение в связи с растущим влиянием глобализации, быстрыми социальными, экономическими и технологическими изменениями, а также другими важными глобальными вопросами, оказывающими повсеместное воздействие на людей, культуры и нации. Курс направлен на формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности, понимания взаимосвязанности и взаимозависимости местных и глобальных проблем, вопросов межкультурного взаимодействия, критического анализа и оценивания различных точек зрения и мировоззрений, навыков создания оригинальных знаний и идей. Содержание курса предполагает развитие навыков исследования и поиска необходимой актуальной информации, критического осмысления и рефлексии, коммуникативных компетенций. Обозначенные цели и задачи курса предусматривают преемственность и взаимосвязь с содержанием среднего образования, расширяют воспитательный контент как неотъемлемую составляющую процесса обучения. Цель курса: формирование конкурентоспособной личности, обладающей компетенциями глобальной гражданственности. Курс включает пять юнитов: «Добропорядочность и этика», «Гражданственность и патриотизм», «Медиаграмотность и финансовая грамотность», «Безопасность жизнедеятельности», «Экологическая культура», в 9 классе дополнительно включен юнит «Светскость и религиоведение». Для каждого класса предлагается разнообразная тематика юнитов с указанием количества часов и ожидаемых результатов.
Предметы по выбору (3 курса) определены профилем школы, интересами учащихся и их родителей. Вариативное содержание образования поддерживает направление профилизации школы - естественно-математическое, способствует развитию интересов и склонностей учащихся, их социализации. Данный блок включает в себя следующие предметы:
Курс «Ұлттық құндылықтар» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс нацелен на привитие общей, коммуникативной и профессиональной компетенции, позволяет познакомить учащихся с историей казахского народа, ставшей национальной ценностью; эффективно использовать многовековые традиции и обычаи; научить обучающихся овладеть устной и письменной речью на казахском языке в пределах изученной общественно-политической, экономической, деловой, страноведческой, историко-филологической и разговорно-бытовой тематики, пользуясь активным запасом лексики и фразеологии.
Спецкурс по географии "География производства в условиях рыночной экономики Казахстана" в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. В условиях становления рыночной экономики и активизации международных контактов предъявляются новые требования к уровню экономической образованности выпускников школы, которые должны быть хорошо информированы в области экономики, права, обществознания и других предметов социально-экономического цикла. Курс позволяет развить способности к самоопределению и самореализации в социально – экономической сфере жизнедеятельности общества, способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и исследований, сформировать общее представление о вопросах, с которыми приходится сталкиваться экономистам при выборе места для строительства предприятий, в котором оно будет работать с максимальным экономическим эффектом.
Практикум углубленного изучения по английскому языку в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Данный курс реализует выполнение задач по удовлетворению интересов и развитию трёхъязычия в КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай УОВКО в полном объеме. Позволит обучающимся на уроке изучаемого иностранного языка тренировать навыки говорения в реальных жизненных ситуациях, направлен на углубление и систематизацию знаний обучающихся на иностранном языке с использованием информационных средств, приобщение их к самостоятельному творческому мышлению, применению методов анализа и синтеза при обработке информации используя различные приемы новых технологий. Он будет способствовать развитию лексики английского языка через ежедневно употребляемые выражения.
В рабочий учебный план включен элективный курс «Основные законы химии» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс носит предметно ориентированный характер включает углубление и расширение отдельных тем базовой программы. Главное предназначение данного курса состоит в том, чтобы познакомить учащихся с основными типами расчетных и качественных задач, с принципами и алгоритмами их решения. Программа позволяет создать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся. Содержание программы учитывает особенности химии как естественной и экспериментальной науки, поэтому в программу включены две группы задач: качественные и расчетные (количественные).
Физическая культура: спортивные игры в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс нацелен на формирование основ физической культуры, направленных на здоровое физическое развитие, приобретение спортивно-специфических двигательных навыков и физических способностей. Задачи курса: развитие двигательных навыков обучающихся, способствующих выносливости, быстроте, силе, ловкости и гибкости; воспитание чувства патриотизма, уважения, ответственности и взаимопонимания; стимулирование обучающихся вести здоровый образ жизни на протяжении всей жизни и применять приобретенные навыки в дальнейшем; формирование представления о физической культуре как части общечеловеческой культуры.
Курсы лицейского компонента (5курсов) направлены на расширение и углубление знаний учащихся с учетом возрастных возможностей. Данные курсы способствуют интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагают широкое использование методов активного обучения, отражают специфику учебного заведения.
В связи с этим в лицейский компонент рабочего учебного плана введены следующие курсы:
«Тілім менің–тірлігімнің айғағы» курсы в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Цель курса: воспитание уважения к государственному языку и привитие обучающимся понятия, что язык является важнейшим фактором существования наци. Задачами курса является привитие обучающимся следующих основных активных навыков: навыки понимания устной казахской речи; навыки чтения и понимания казахской письменной речи; навыки письма по-казахски; навыки речи на казахском языке; навыки устного двустороннего последовательного перевода; навыки письменного перевода с казахского языка на русский и с русского языка на казахский.
Спецкурс по математике "Технология исследовательской деятельности" (ТИД) в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс позволяет обеспечить базу, для изучения смежных предметов (физики, информатики), специфических и важных для них областей математики, а также особенностей применения математических методов, сформировать формально-оперативные алгебраические умения. Навыки их применения к решению математических задач. В результате изучения курса учащиеся усвоят основные приёмы и методы решения нестандартных задач; сформируют умения применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
IT-технологии «Компьютерный дизайн» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Курс представляет собой углублённое изучение отдельных тем общеобразовательных программ по информатике (работа с графическими пакетами). Курс способствует развитию познавательной активности учащихся, творческого и операционного мышления, повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний 3D графики.
Спецкурс по географии "Теоретические основы географии Казахстана" в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Структура спецкурса ориентирована на раскрытие основных теоретических аспектов географии Казахстана. Предлагаемая программа спецкурса расширяет кругозор и знания учащихся, является дополнительным образовательным курсом естественнонаучного цикла на предпрофильном уровне. Элементы воспитания, включающие содержание предмета: нравственное воспитание, экологическое воспитание, физическое воспитание, гигиеническое воспитание, патриотическое воспитание.
Спецкурс по физике «Методы решения задач по физике» в 9 классах 1 час в неделю, всего 36 часов в год. Программа спецкурса ориентирует на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений. Новизна спецкурса предусматривает изучение в тесной связи науки и повседневной жизни. Дополняет и углубляет базовый курс средней школы. Позволяет понять и выбрать необходимые оптимальные методы для решения физической задачи, успешнее ориентироваться в применении обширного теоретического материала на практике.
Предпрофильное обучение предусматривает работу педагогов, которые могут вести интегрированные уроки, обеспечивать личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подход к организации УВП
Педагоги работающие в 9х классах должны иметь необходимую профессиональную квалификацию и личностные качества, без ограничений выстраивать специально ориентированный на учащихся 9 классов образовательный процесс, мотивационную готовность осуществлять предпрофильную подготовку учащихся.
Кадровое обеспечение ЕМЦ
№ | Предмет | Учитель | Образование | Категория | стаж | |
1 | Алгебра Геометрия "Технология исследовательской деятельности" (ТИД) | Рублева Т.А. | высшее | Педагог-исследователь | 15 | |
Иванова И.Е. | высшее | Педагог-исследователь | 24 | |||
2 | Информатика ІТ-технологии (Компьютерный дизайн) | |||||
3 | Биология | Нагибаева Ф.Г. | высшее | Педагог-исследователь | 34 | |
4 | Химия элективный курс «Основные законы химии» | Гусаренко О.В. | высшее | Педагог-исследователь | 17 | |
5 | География | Мисевич Н.Г. | высшее | Педагог-эксперт | 27 | |
6 | Физика СК по физике «Методы решения задач по физике» | Вичканова О.В. | высшее | б\к | 15 |
Итого: всего педагогов ЕМЦ преподающих в 9х классах-6 из них с категорией педагог исследователь- 4, педагог эксперт- 1, вторая категория -0, без категории-1
По стажу работы
Менее 3лет | 0 |
От 3 до 8 лет | 0 |
От 9 до 16 лет | 2 |
От 17 до 20 лет | 1 |
Более 20 лет | 3 |
Итого: преобладают педагоги стаж работы которых составляет свыше 20 лет.
Для осуществления классно-обобщающего контроля в предпрофильных классах посещены и проанализированы уроки естественно-математического направления. С целью оценки эффективности деятельности учителя по обеспечению подготовки учащихся в учебно-воспитательном процессе.
биология: Нагибаева Ф.Г.
химия- Гусаренко О.В;
информатика и спец курс (Компьютерный дизайн)- Иванова И.Е.,
алгебра, геометрия, ТИД по математике – Рублева Т.А.
физика и СК по физике «Методы решения задач по физике»- - Вичканова О.В.
география- Мисевич Н.Г.
По итогам посещенных уроков индивидуально с каждым педагогом, даны рекомендации:
Деятельность по развитию одаренности учащихся:
Участие учащихся 9 классов в интеллектуальных конкурсах в 2022-2023 учебном году 1 четверть.
С целью стимулирования научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся, а также повышения престижности умственного труда. Прошли соревнования районного тура Республиканских научных проектов по общеобразовательным предметам среди 9-11 классов.
Результаты конкурса научных проектов за 2022-2023 учебный год
№ | ФИ автора проекта (полностью) | Название проекта | Секция | ФИО руководителя | Индивидуальный/ командная работа | Район |
1 | Богатырева Дарья Сергеевна | Космические технологии на земле | наука о земле и космосе | Рублева Татьяна Александровна | командный | 2м |
2 | Аспандияров Аруан Телжанович | Космические технологии на земле | наука о земле и космосе | Рублева Татьяна Александровна | командный | 2м |
3 | Маратбек Диана Еркінбекқызы | Оқуға құштарлықты арттырудың бір жолы — электронды білім ресурстары | литература (казахская) | Шоматова Нгазигуль Мугалымовна | индивидуальный | 1м |
4 | Раджанқызы Дина | Аллея посвященная казахским курултаям | краеведение | Азикенова Ольга Владимировна | командный | 3м |
5 | Брост Полина Денисовна | Аллея посвященная казахским курултаям | краеведение | Азикенова Ольга Владимировна | командный | 3м |
Лингвистическая олимпиада
№ | ФИ УЧ-чя согласно документа | ФИО учителя | район |
2 | Черепанов Евгений | Рублева Т.А. Людвина А.И. Демегенева Г.К. Аленова К.Б. | 2м |
Моя малая Родина
№ | Номинация | ФИО участника | класс | ФИО педагога подготовившего участника телефон | Результат район | Результат область |
1 | "Символ моей малой Родины" (видео) | Ақпаева Даяна Муслимқызы | 10Б | Кадырбаева Меруерт Амангельдыевна 87777646381 | 1 место | 1 место |
2 | Богатырева Дарья Сергеевна | 9А | Кадырбаева Меруерт Амангельдыевна 87777646381 | 1 место | 2 место | |
3 | "История моей малой Родины" (видео-репортаж) | Клиновицкий Кирилл Алексеевич | 10А | Ибрагим Жанар Ибрагимовна 87772814485 | 1 место | 3 место |
4 | Байкубинов Ілияс Райдолдаұлы | 10А | Ибрагим Жанар Ибрагимовна 87772814485 | 1 место | 4 место | |
5 | "Будущее моей малой родины" (макет) | Брост Полина Денисовна | 9В | Азикенова Ольга Евгеньевна 87777460466 | 3 место | |
6 | Раджанкызы Дина | 9В | Азикенова Ольга Евгеньевна 87777460466 | 3 место | ||
7 | Мой родной край (эссе) | Абакумова Александра Ивановна | 10А | Байбулова Айнаш Кургановна 87773631503 | 2место | |
8 | Тюлюбаева Дильназ Муканқызы | 10Б | Байбулова Айнаш Кургановна 87773631503 | 3 место |
Рекомендации:
- Педагогическому коллективу, работающему в 9х классах, продолжить работу по реализации задач предпрофильной подготовки, учащихся в полном объеме (постоянно).
- Для повышения уровня преподавания предметов, сохранению и повышению качества знаний и степени обученности учащихся использовать эффективные приемы и методы преподавания.
- Учителям предметникам включать материал профориентационной направленности в свои уроки