PEST - анализ потенциала развития КГУ «Школа-лицей города Алтай»
PEST - анализ – это инструмент для
определения стратегии развития потенциала лицея в долгосрочном
периоде. Этот метод анализа в стратегическом
планировании позволяет оценить внешние и внутренние возможности и риски в
развитии образовательной среды лицея, определить стратегию и внутренний
потенциал развития школы-лицея по четырем категориям:
Politics (политика)–
политические факторы.
Economics (экономика)–
экономические факторы.
Socio – Culture
(социум – культура)– социально-культурные факторы.
Technology
(технологии)– технологические факторы.
Период
прогнозирования составляет 3 года.
Факторы развития |
Политические факторы
Политика играет важную роль в формировании
образовательной среды в образовательном учреждении, регионе, государстве и на
общемировом уровне.
В своей деятельности КГУ «Школа-лицей
города Алтай» руководствуется нормативно-правовой базой, регламентирующей
образовательную деятельность в Республике Казахстан:
· Конституция
Республики Казахстан;
· Закон Республики
Казахстан «Об образовании», 2007г. (с изменениями от 03.12.2015г. и
09.04.2016г.);
· Стратегия «Казахстан-2050»;
· Типовые правила
деятельности организации образования по уровням образования;
· Приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении квалификационных
требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня
документов, подтверждающих соответствие им»;
· Государственная
программа развития и функционирования языков в РК на 2011-2020 г;
· Трудовой кодекс Республики Казахстан Кодекс Республики
Казахстан;
· Типовые учебные
планы начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденные
приказом Министра образования и науки РК;
· Типовые учебные
программы по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам,
утвержденные приказом Министра образования и науки РК;
· Учебные издания,
утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан;
· Инструктивно-методическое
письмо «Об особенностях организации образовательного процесса в
общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году»;
· Приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил
проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся» от 18 марта 2008 года № 125. Зарегистрирован в
Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 апреля 2008 года № 5191 (с
изменениями и дополнениями);
· Приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан «Об утверждении Правил организации и
осуществления учебно-методической и научно-методической работы» от 29 ноября
2007 года N 583. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан
13 декабря 2007 года N 5036 (с изменениями от 17 февраля 2016 года № 13105);
· Правила
педагогической этики;
· Комплексная
программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан;
· Типовые правила
деятельности педагогического совета и порядок его избрания в организациях
дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего
общего и дополнительного образования;
· ПостановлениеПравительства
от 29 ноября 2017 года № 790 «Об утверждении Системы государственного планирования
в Республике Казахстан»;
· Статья Первого
Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее:
модернизация общественного сознания» от 12 апреля 2017 года;
· Государственная
программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 - 2025
годы, утвержденная постановлением правительства Республики Казахстан от 27
декабря 2019 года № 988;
· Ежегодные Послания
Президента Республики Казахстан народу Казахстана и др.
Соблюдение
нормативно-правовых актов в сфере образования позволяют развиваться школе и соответствовать мировым
стандартам. |
Экономические факторы
Образование
играет ключевую роль в подготовке людей к переходу в группу экономически
активного населения страны. Чтобы улучшить переход от образования на рынок,
независимо от экономического климата страны, система образования стремится к
тому, чтобы люди обладали требуемыми на рынке труда навыками. Анализ
реализации проекта «Модель выпускника лицея» позволяет сделать вывод о том,
что у наших выпускников основной и средней школы хорошо развиты академические
достижения, креативность, умение структурировать, синтезировать информацию и
выделять главное, способность прилежно выполнять работу. Однако среди
наиболее частых недостатков можно отметить слабость таких качеств, как умение
презентовать себя, умение слушать и налаживать взаимоотношения.
В повышении качества среднего образования
важную составляющую роль играют финансовые и кадровые возможности
образовательного учреждения. Дать оценку финансовых и кадровых ресурсов лицея
могут нижеследующие показатели:
1. доля учителей, имеющих степень магистра,
от общего количества учителей составляет 5%;
2. доля учителей с высшей
(педагог-исследователь) и первой (педагог-эксперт) категориями, от общего
количества учителей - 77%
3. доля молодых учителей (до 34 лет) от
общего количества учителей - 14%
Таким образом,
профессиональная подготовленность педагогических кадров лицея способствуют
качественному приобретению детьми современных навыков.
Высококвалифицированные учителя инновационно подходят к решению различных
задач и проблем.
|
Социально-культурные факторы
Основными показателями оценки образовательного
учреждения по факторам этой направленности были выделены 2 показателя:
качество и доступность среднего образования, доступность среднего и дополнительного
образования.
Качество и доступность среднего образования:
1. внешняя
оценка учебных достижений в КГУ «Школа-лицей города Алтай» проводилась
23.04.2019 года.
Средний балл ВОУД
(по результатам 2019 года) составляет:
В 9-х классах:
средний балл по республике(из возможных
75 баллов): 40,08 баллов, в КГУ «Школа-лицей города Алтай» - 56,4 (показатель
выше республиканского на 16%)
В 11-
классах: средний балл по республике(из возможных 100 баллов): 57,30
баллов, в КГУ «Школа-лицей города Алтай» - 66,4 (показатель выше
республиканского на 9%);
2. доля претендентов, подтвердивших знак «Алтын белгі»,
от количества претендентов на награждение знаком «Алтын белгі» за последние 3
года - 100%;
3. доля
трудоустроенных выпускников - 100% ;
4. доля учащихся, не
продолживших дальнейшее обучение, от общего числа выпускников 9, 11 классов составляет 0%.
Доступность
среднего и дополнительного образования:
Доступность
образования является неотъемлемым конституционным правом всех детей. В данной
группе факторов определены такие основные показатели, как равенство
образовательных возможностей, в том числе по дополнительным программам,
отсутствие дефицита ученических мест:
1. доля школ,
создавших условия для инклюзивного образования - 100%;
2. доля учащихся, охваченных дополнительным
образованием, от общего количества учащихся лицея - 62 %;
3. дефицит
ученических мест человек – 0%.
Анализ социально-культурных факторов по опросным
показателям показал, что за последние 5 лет ухудшились данные по
следующим показателям:
«Легкость нахождения квалификационных сотрудников» (нет
притока молодых специалистов);
«Навыки
выпускников» (недостаточно развиты умения презентовать себя, слушать и налаживать взаимоотношения);
«Навыки работы с цифровыми технологиями» (наблюдается
старение педагогического коллектива, имеется группа педагогов в возрасте
свыше 58 лет).
Вместе с тем были улучшены показатели:
«Уровень квалификации персонала» (возросло количество
педагогов с высшей и первой категорией);
«Критическое
мышление в преподавании» (100% педагогов прошли курсы повышения квалификации
по обновленному содержанию образования). |
Технологические факторы
Мировые тенденции свидетельствуют о
возрастающей роли среднего образования. Именно в этот самый продолжительный
период обучения формируется личность человека, закладываются основы
психологической устойчивости и потенциал к дальнейшему развитию. Гарантия
права каждого ребенка не только на доступ к образованию, но и на получение
именно качественного образования – это обязательный критерий развитости
современного общества. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан
доступ к образованию является правом всех детей. В связи с этим Технологические
факторы набирают все большую ценность, так как технологический прогресс
ускоряется, степень его влияния на все сферы образования.
Уровень технического состояния и
оснащенности школ оказывает существенное влияние на эффективность обучения
учащихся.
Показатели
материально-технической базы и ИКТ:
1. 99% учащихся лицея обеспечены горячим и
буфетным питанием;
2. 100% учащихся обеспечены учебниками;
3. доля детей из малообеспеченных семей,
охваченных бесплатным горячим питанием, от общего количества учащихся из
малообеспеченных семей составляет 100%;
4.
школа обеспечена доступом к широкополосному Интернету со скоростью от 4
Мбит/с и выше.
В лицее созданы системы показателей и
стандартизированные инструменты управления не только затратами, но и
конечными результатами, среди них: единая статистическая база данных
педагогов и учащихся, органы общественного контроля, договоры между
организацией образования и законными представителями обучающегося,
электронные журналы, этические кодексы основных участников образовательного
процесса, академическая честность, культура СМИ (работа школьного сайта). Кроме
этого каждый одаренный ребенок в лицее имеет возможность учиться по
программам, соответствующим лучшим мировым стандартам. |
Выводы и пути решения
Факторы, отрицательно влияющие на
развитие потенциала лицея.
1. Коллектив редко обновляется молодыми
специалистами.
2. На участие в конкурсах городского,
областного, республиканского уровней производятся большие физические и
финансовые затраты самих педагогов.
3. Дефицит временных ресурсов, как у
учителя, так и у ученика.
4. Недостаточное оснащение учебных
кабинетов современными техническими средствами обучения.
5. Постоянное сокращение ставок
педагогов дополнительного образования.
6. Снижение численности учащихся.
7. Финансирование системы образования,
вызывающее отсутствие возможности привлечения со стороны профессионалов, консультантов,
научных деятелей для качественного и полноценного развития талантливых детей.
8. Перегрузка учащихся урочной и
внеурочной деятельностью.
9. Отсутствие возможности расширения
площади (помещений).
10. Уязвимость в антитеррористическом
обеспечении.
Факторы, позволяющие развить потенциал лицея.
1.Наблюдается позитивная активность педагогического
коллектива в повышении профессиональных компетенций (100% педагогических
работников прошли курсы повышения квалификации по предметам).
2.Регулярно проводятся декады педагогического
мастерства, методические объединения, заседания кафедр.
3.Имеется позитивный опыт работы творческих групп
учителей по актуальным вопросам образовательного процесса.
4. Создан благоприятный социальный микроклимат в коллективе.
5. Созданы условия для выполнения образовательных стандартов
основного и общего среднего образования, разработан регламент мониторинга
качества общего образования.
6. Обучающиеся подтверждают знания за курс основной и
средней школы по основным базовым предметам в ходе государственной итоговой
аттестации.
7. Выстроена система работы с одаренными и мотивированными
детьми.
8.Созданы условия для сохранения здоровья детей.
9. Создана нормативная локальная база школы.
10. Наблюдается позитивное отношение родителей к школе,
учителям.
11.Развивается система школьного самоуправления и
взаимодействия с родительской общественностью.
Пути
решения.
1.Необходимо продолжить работу по повышению
эффективности работы с одаренными и талантливыми детьми с привлечением
социальных партнеров.
2.Систематизировать урочную и внеурочную
деятельности учащихся с целью снижения нагрузки на учащихся.
3.Привлекать педагогов школы для участия в
развитии и совершенствовании знаний и талантов учащихся.
4. В
системе внедрять инновационные технологии обучения.
5.Привлекать родителей к участию в общешкольных
мероприятиях.
6.Активизировать работу по повышению численности
учащихся.