Тіл саясаты бағдарламасын іске асыру жөніндегі жұмысты талдау. Анализ работы по реализации Программы языковой политики. » КГУ «Школа-лицей города Алтай»
Коммунальное государственное учреждение
"Школа-лицей города Алтай"
отдела образования по району Алтай
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Приемная:
+7 (72335) 6-16-61
Бухгалтерия:
+7 (72335) 6-01-57
Версия
для слабовидящих
» » » Тіл саясаты бағдарламасын іске асыру жөніндегі жұмысты талдау. Анализ работы по реализации Программы языковой политики.
06
сентябрь
2023

Тіл саясаты бағдарламасын іске асыру жөніндегі жұмысты талдау. Анализ работы по реализации Программы языковой политики.

Анализ работы по реализации Программы языковой политики

в КГУ «Школа-лицей города Алтай» за  2022-2023 учебный год


В КГУ «Школа-лицей города Алтай» разработана Программа по реализации языковой политики, основанная в соответствии со статьями 7, 93 Конституции Республики Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан"; Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636; Посланием Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства" и программной статьей от 12 апреля 2017 года "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"; Посланием Главы государства К.К.Токаева народу Казахстана "Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана" от 2 сентября 2019 года; сессия Ассамблеи народа Казахстана 2022 г, Послание Президента Республики Казахстан К.К.Токаева от 01.09.2022 года.

Целью Программы является ведение гармоничной языковой политики, направленной на модернизацию казахского языка на основе латинографического алфавита, дальнейшее повышение языковой культуры и развитие языкового капитала, обеспечивая полноценную деятельность казахского языка как государственного языка.

      Задачи:

1.Модернизация казахского языка на основе латинографического алфавита

2.Усиление роли государственного языка как языка межэтнического общения

3.Повышение культуры использования казахского языка в области образования.

4.Повышение уровня владения казахским языком педагогами, учащимися и работниками школы

5.Функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве.

6.Развитие английского языка и языков этнических групп.

Работа по реализации Программы языковой политики осуществляется в соответствии с целевыми индикаторами. 

Так, по первому индикатору «Модернизация казахского языка на основе латинографического алфавита» проводилась работа по использованию латинской графики в оформлении визуальной информации на вывесках, стендах, эмблемах, а также в названии аккаунта страницы школы в социальных сетях.

По второму и третьему целевым индикаторам «Усиление роли государственного языка как языка межэтнического общения», «Приумножение лингвистического капитала лицеистов» наблюдается рост следующих показателей:

- Доля педагогов и учащихся, владеющих государственным языком – 58,8%;

- Доля педагогов и учащихся, владеющих тремя языками (казахский, русский, английский) – 20%.

- Доля педагогов и учащихся, владеющих русским языком – 95%

- Доля педагогов и учащихся лицея, владеющих английским языком – 28,5%.

Так, учителя казахского языка прошли курсовую переподготовку в онлайн режиме по программе «Казахский язык и литература в школах с неказахским языком обучения» – 4 педагога.

Качество знаний по казахскому языку составляет: 87,9 %

Стаж педагогов казахского языка составляет в среднем 26 лет. 

Для выполнения поставленных задач созданы следующие условия: кабинет «Абайтану», кабинет казахского языка, оснащённые интерактивным оборудованием.

Кадровый состав: педагог- исследователь – 5 педагогов

Педагог-эксперт – 1 педагог

Учитель 2 категории – 1 педагог.

На базе школы функционируют кафедра общественно-гуманитарных дисциплин, методическое объединение учителей казахского языка и литературы.

Активно включаются в работу семинаров, конференций, вебинаров по актуальным вопросам обучения государственному языку республиканского уровня – 6 педагогов, областного уровня – 6 педагогов, районного уровня – 6 педагогов.

Обобщают опыт работы через семинары, конференции, публикации международного, республиканского и областного уровней – 6 педагогов.

С целью углубленного изучения государственного языка, развития устной речи и ораторского мастерства учителя казахского языка разработали программы спецкурсов: «Тілім менің –тірлігімнің айғағы», «Ұлттық құндылықтар»; 

Составили методические пособия: «Қорытынды аттестацияға  дайындық (9с) 6,8 сыныптарда  бөлімді қорытындылау тапсырмалары», «Қазақ тілінен өзге ұлт оқушыларының функционалдық сауаттылығын дамыту», «6 сыныптарға арналған қалыптастырушы бағалау тапсырмаларының жинағы».

Педагоги активно участвуют в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах:   олимпиада «Абайтану», «Лучший учитель языковых дисциплин», «Фестиваль педагогических идей», «Халықаралық қазақ тілі мен әдебиеті пәнінен ұстаздар арасындағы онлайн олимпиадасының жеңімпазы», Республиканская рейтинговая олимпиада по казахскому языку, «Ustaz tilegi» ғылыми әдістемелік орталығы ұйымдастырған Халықаралық Қазақ тілі мен әдебиеті пәнінен ұстаздар арасындағы онлайн олимпиадасының жеңімпазы, олимпиада по педагогике, посвященная 150-летию А.Байтурсынова.

Подготовили призёров предметных олимпиад районного тура – 5 учащихся, областного тура – 2 учащихся, республика – 1 ученик.

Соревнования научных проектов «Зерде»: районный тур – 1 ученик, НОУ: районный тур - 3 ученика, областного уровня – 1 ученик и участие.

Конкурс «Айналайн» - всего участвовали – 38 учащихся, 1 место – 26, 2 место – 8, 3 место – 4 учащихся.

Конкурс «Акбота» - призёров 12 учащихся.

Областной конкурс «Менің Отаным - Қазақстан» - 2 призовых места.

Разработали и распространили видеоролики, мотивирующие к использованию государственного языка.

Приняли участие в проекте «Гостевая семья» в Катон-Карагайский район – 7 человек.

В системе проводится координация консультативной, разъяснительной работы по правильному написанию визуальной информации.

На постоянной основе оказывается поддержка через средства массовой информации, социальные сети активным гражданам, добровольцам в проведении акций, мероприятий, инициатив-проектов, направленных на поддержку казахского языка, обеспечивается широкое применение государственного языка при проведении массовых культурных, спортивных и иных общественных мероприятий.

На базе школы проведены мероприятия по актуальным проблемам развития и создания языковой среды и повышению престижа государственного языка в рамках празднования дня языков народа Казахстана, в том числе акции "Мен қазақша сөйлеймін!", республиканского конкурса "Тіл шебері" среди свободно владеющих казахским, русским и английским языками. 

Одной из составляющих Программы языковой политики является поддержка развития и функционирования английского языка как языка интеграции в мировое сообщество. 

Идея полиязычия в КГУ «Школа-лицей города Алтай» всегда была основой формирования поликультурной личности. В школе созданы все условия для реализации Программы в данном направлении. Работает кабинет английского языка, оснащенный мультимедийной аппаратурой. 

Кадровый состав учителей английского языка обновился молодым специалистом. Всего работает 3 учителя английского языка, из них педагог-исследователь – 2, молодой педагог – 1.

Качество знаний по предмету составляет: 85,3%.

Стаж педагогов составляет в среднем 18 лет. 

Активно включаются в работу семинаров, конференций, вебинаров по актуальным вопросам обучения английскому языку республиканского уровня – 2 педагога, областного уровня – 3 педагога, районного уровня – 3 педагога.

Обобщают опыт работы через семинары, конференции, публикации международного, республиканского и областного уровней – 3 педагога.

С целью углубленного изучения английского языка, развития устной речи учителя английского языка разработали программы спецкурсов: «Практикум углубленного изучения английского языка».

Учителя английского языка составили методическое пособие: «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка».

Все педагоги активно участвуют в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах:   «Лучший наставник», дистанционные олимпиады различных уровней.

Два педагога прошли курсы подготовки к международному экзамену ТКТ и получили самые высокие результаты – уровень 3, 4.

Подготовили призёров предметных олимпиад районного тура – 7 учащихся, областного тура – 1 учащийся.

Соревнования научных проектов «Зерде»: районный тур – 1 ученик, НОУ: районный тур - 2 ученика, областного уровня –участие.

Конкурс «LEADER» - всего участвовали – 30 учащихся, 1 место – 15, 2 место – 10, 3 место – 5 учащихся.

В лингвистической олимпиаде приняли участие 6 учащихся, из них призовые места в районе заняли 3 учащихся, области – 1 ученик.

Республиканская рейтинговая олимпиада – 4 призовых места.

Русский язык как язык межнационального общения занимает важное место в полиязычном образовании в КГУ «Школа-лицей города Алтай».

В учебном заведении созданы благоприятные условия для формирования и развития функциональной и читательской грамотности в рамках Программы реализации языковой политики. 

Качественный состав учителей русского языка также обновился молодым специалистом. Всего работает 4 учителя русского языка, из них педагог-исследователь – 1, педагог-модератор – 1, учитель 2 категории – 1, молодой педагог – 1.

Качество знаний по предмету составляет: 89%.

Стаж педагогов составляет в среднем 15 лет. 

Активно включаются в работу семинаров, конференций, вебинаров по актуальным вопросам обучения русскому языку республиканского уровня – 3 педагога, областного уровня – 4 педагога, районного уровня – 4 педагога.

Обобщают опыт работы через семинары, конференции, публикации международного, республиканского и областного уровней – 4 педагога.

Учителя русского языка составили методическое пособие: "Как работать с текстом? (формирование читательской компетенции), «Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Разработанная программа «Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературы» прошла экспертизу на республиканском уровне.

Все педагоги активно участвуют в различных профессиональных конкурсах и олимпиадах:   «Фестиваль педагогических идей», Республиканская олимпиада по русскому языку и литературе.

Подготовили призёров предметных олимпиад районного тура – 7 учащихся, областного тура – 2 учащихся, республиканского тура – 1 ученик.

Соревнования научных проектов «Зерде»: районный тур – 1 ученик, область – 1 ученик, Республика – 1 ученик. НОУ: районный тур - 2 ученика, областного уровня –участие.

Конкурс «LEADER» - всего участвовали – 15 учащихся, 1 место – 2, 2 место – 3, 3 место – 1 учащийся.

В лингвистической олимпиаде приняли участие 6 учащихся, из них призовые места в районе заняли 3 учащихся, области – 1 ученик.

Республиканская рейтинговая олимпиада – 1 призовое место.

Таким образом, в КГУ «Школа-лицей города Алтай» по всем индикаторам Программы реализации языковой политики наблюдается положительная динамика. 

Поставленные задачи перед учителями языковых дисциплин выполняются на должном уровне. Показателями успешной работы можно считать:

  • Увеличение числа учащихся – победителей и призеров олимпиад.
  • Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся.
  • Увеличение числа учащихся в НПК, конкурсах различного уровня.
  • Сохранение положительной мотивации учащихся.
  • Реализация программы развития языковой политики  на уроках и внеклассных    мероприятиях
  •  Разработка интегрированных программ и уроков.
  • Увеличение доли педагогов, участвующих в семинарах, конференциях, конкурсах педагогического мастерства.
  • Распространение и обобщение опыта работы на всех уровнях.

Проблемы в работе по реализации Программы языковой политики в КГУ «Школа-лицей города Алтай»: 

В первую очередь, это особенности региона- русский язык преобладает в языковом общении. Поэтому уровень владения государственным языком низкий.

Рекомендации:

- Педагогам языковых дисциплин способствовать развитию   у учащихся всех видов речевой деятельности через уроки казахского языка, английского языка, функционирование спецкурсов по языкам, внеклассную деятельность. В летний период и в каникулярное время данную работу продолжить через участие в проекте «Гостевая семья», языковые школы, и активную деятельность по внедрению языков в повседневную жизнь.

- В отношении английского языка необходимо увеличить долю педагогов естественно-математического цикла в преподавании предмета на английском языке через прохождение учителей ЕМЦ языковых курсов.