Әдістемелік жұмысты талдау 2022-2023 оқу жылы. Анализ методической работы 2022-2023 учебный год. » КГУ «Школа-лицей города Алтай»
Коммунальное государственное учреждение
"Школа-лицей города Алтай"
отдела образования по району Алтай
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Приемная:
+7 (72335) 6-16-61
Бухгалтерия:
+7 (72335) 6-01-57
Версия
для слабовидящих
» » » Әдістемелік жұмысты талдау 2022-2023 оқу жылы. Анализ методической работы 2022-2023 учебный год.
06
сентябрь
2023

Әдістемелік жұмысты талдау 2022-2023 оқу жылы. Анализ методической работы 2022-2023 учебный год.

          Анализ методической работы КГУ «Школа-лицей города Алтай» ОО по району Алтай УО ВКО  за 2022-2023 учебный год


Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов.

Источники анализа: 

  • материалы мониторинговых исследований;
  • систематизированные данные внутришкольного контроля и оперативной внутришкольной информации (таблицы, диаграммы, графики, качественные и количественные характеристики педагогических ситуаций и объектов контроля);
  • справки по результатам  посещения   уроков   и   внеклассных   воспитательных мероприятий;
  • результаты   итоговых   административных   контрольных   работ, результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • статистические данные.

Использование коллективной, индивидуальной форм работы администрации школы с педагогическим коллективом позволило каждому педагогу определить собственную траекторию развития по совершенствованию педагогического мастерства.

Непрерывное профессиональное развитие работников образования, их опережающая подготовка к внедрению обновления содержания, инновационных технологий образования, продиктованных Государственной программой развития образования, являются одним из залогов повышения качества образования.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.

Научно – методическая работа в учебном году проводилась в соответствии с Правилами организации и осуществления учебно-методической работы, утвержденными приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 (с изменениями от 18.01.2016№ 40), Конвенцией о правах ребенка, Законом РК «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Программой развития школы.

Миссия методической службы лицея – развитие и совершенствование методической службы как условие для непрерывного профессионального образования педагогов и освоение ими современных ключевых компетенций.

Главной целью методической работы КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району  Алтай Управления образования Восточно-Казахстанской области в 2022-2023 учебном году стало совершенствование педагогического мастерства учителя,качества образовательного процесса и успешности обучающихся через использование современных педагогических технологий и новых подходов в обучении и преподавании.

Деятельность методической службы реализована на принципах системности, целостности, гибкости образовательной среды, обучения в деятельности, принципа активности и внутренней мотивации субъектов, принципа субъектности и рефлексии. 

Работа методической службы в 2022 – 2023 учебном году была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы: 

  • обеспечение научно-методического сопровождения образовательных стандартов;
  • создание необходимых условий для разработки и внедрения в УВП педагогических инноваций; 
  • стимулирование роста педагогического мастерства учителей; 
  • раскрытие творческого потенциала педагогов в условиях инновационной деятельности;
  • совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями;
  • совершенствование приемов повышения педагогического мастерства;
  • активизация работы учителей по темам самообразования, 
  • распространение передового педагогического опыта, обобщение опыта учителей школы;
  • совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов; 
  • включение учителей в творческий педагогический поиск;
  • внедрение в практику работы школы результатов научных исследований и достижений передового опыта;
  • разработка методических рекомендаций для педагогов по организации УВП в условиях развития школы;
  • организация системы повышения квалификации педагогов;
  • руководство работой творческих групп, МО, кафедр;
  • доведение до сведения педагогов нормативных документов.

В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

  1. работа с педагогическими кадрами;
  2. работа научно-методического совета;
  3. работа по выявлению, обобщениюи распространению педагогического опыта;
  4. информационное обеспечение методической работы;
  5. работа с учащимися.

В лицее успешно реализованы различные формы научно-методической работы:

  • участие в школьных, районных, областных, республиканских, международных конференциях и семинарах;
  • работа творческих лабораторий;
  • проведение ежегодной НПК учителей и учащихся, на которых подводятся итоги исследовательской деятельности;
  • работа школы методического мастерства «Педагог»;
  • дни кафедр;
  • дни творчества и мастерства.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ, рабочего учебного плана школы, обновление содержания образования черезиспользование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).


  1.  Работа с педагогическими кадрами

Методическая работа лицея в 2022-2023 учебном году была направлена на обеспечение ступенчатого перехода на новые образовательные стандарты, повышение качества обучения. 

Цель: содействовать  повышению качества образования в условиях модернизации образования.

Задачи:

изучение концептуальных основ методологии обновления содержания образования в Республике Казахстан;

реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся для комплексного решения проблемы повышения качества знаний;

профилизация образовательного процесса в старшем звене;

создание условий для организации и осуществления непрерывного профессиональной  подготовки педагогических кадров;

оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических кадров;

совершенствование  системы  работы с одаренными детьми;

научное  и методическое сопровождение инновационного опыта в массовой образовательной практике: анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта

Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать  проблемы и задачи, стоящие перед школой.

Формы методической работы: 

1.тематические педагогические советы;

2. методический совет;

3.творческие группы;

4.временные проблемные группы;

5.работа учителей над темами ОЭР;

6.открытые уроки, их анализ;

7. взаимопосещение и анализ уроков;

8. аттестация педагогов;       

9.   предметные недели;

10. педагогический мониторинг;

11. проведение семинаров;

12. разработка и лицензирование авторских методических разработок;

13. индивидуальные беседы по организации и проведению урока;

14. организация и контроль курсовой подготовки учителей.

Эффективность педагогических советов

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления, деятельность которого определяется положением.  С его помощью  осуществляется  управление  развитием  школы.

В 2022-2023 учебном году проведено всего 6 педагогических советов из них 3 тематических педсовета, 1 педсовета по переводу и допуску к ГИА, 2 педсовета об итогах государственной итоговой аттестации и выпуску.


Тематика педагогических советов


1. Педагогический совет

Тема: «Роль лидера в повышении эффективности и совершенствовании работы школы»

Цель:

 Совершенствование профессионального мастерства педагогов   через развитие ключевых компетенций и лидерства учителя,  как одного из аспектов формирования навыков и компетенций 21 века  на всех уровнях обучения, распространение передового опыта, повышение профессионального мастерства.

Задачи:

- создание условий для формирования навыков 21 века в КГУ «Школа-лицей города Алтай» ОО по району Алтай УО ВКО.

совершенствовать мастерство педагогов по формированию и оцениванию навыков 21 века на уроке.

-  показать эффективные методы и приемы работы на уроках при развитии ключевых компетенций и лидерства учителя.

изучить имеющийся положительный опыт работы учителей по формированию конкурентоспособной личности лицеистов и последующее его внедрение в практику работы.

- рассмотреть использование ключевых месседжов воспитания при формировании качеств 21 века через программную статью «Рухани жаңғыру»

- выработать рекомендации для совершенствования деятельности учителей-предметников по формированию конкурентоспособной личности   обучающихся.

- обобщить результаты заключительного этапа  опытно- экспериментальной работы педагогического коллектива КГУ «Школа-лицей города Алтай», теоретической и практической значимости; проанализировать публикации, результаты исследований; сформировать выводы, сделать  заключения; выработать рекомендации НПК с целью  внедрения положительных результатов исследования в практику. 


2. Педагогический совет

Тема: «Реализация воспитательных проектов в рамках «Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»» 

Цель: обеспечение общей координации деятельности по реализации воспитательных проектов в рамках «Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»»

Задачи:

  • выявление степени понимания реализации педагогов с предлагаемыми проектами «Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»», а также получение обратной связи по совершенствованию.
  • проанализировать реализацию воспитательных проектов; 
  • определить возможности, условия и основные направления совершенствования   педагогической деятельности по формированию основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»»;
  • ознакомление с инновационными формами реализации воспитательных проектов;
  • обмен опыта педагогов по формированию основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»» через проведение внеклассных мероприятий.


3. Педагогический совет 

Тема«Система проектирования и педагогического анализа образовательных результатов  в условиях цифровизации системы образования в Республике Казахстан»

Цель: ориентация деятельности педагогического коллектива школы на совершенствование имиджа педагогов и школы, побуждение участников образовательного процесса к созданию ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе.

Задачи: 

- проанализировать деятельность работы школы по созданию ситуации успеха;

- определить наиболее значимые критерии успешной педагогической деятельности школы; 

обменяться опытом по формированию ситуации успеха у учащихся на уроке;

- рассмотреть педагогические подходы для формирования ситуации успеха педагогов и учащихся;

-  проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учителей и учащихся;

- систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха для учителя;

- пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме;

- создание благоприятного социального психологического климата в коллективе;

определить направления работы педагогического коллектива по совершенствованию успешной педагогической деятельности. 


Педагогические советы проводились на основе исследовательской деятельности временных творческих групп. Все педсоветы вызвали интерес у педагогического коллектива, проходили в обстановке делового, заинтересованного обсуждения значимых для школы  проблем. В результате повысился уровень развития профессиональной компетентности педагогов, а высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития школы как педагогической системы. Вопросы, обсуждаемые  на  педсоветах,  актуальны  для  педагогического  коллектива, вызывают большой интерес у коллектива, так как носят практический характер. Принимаемые  решения  на педагогических советах  конкретны,  их  выполнение  находится  на контроле. 

В 2022-2023 учебном году среди педагогов школы была проведена диагностика «Определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности». 

Цель проведения данной методики – выявление уровня готовности педагога к участию  в инновационной деятельности. 

Диагностика проводилась по следующим направлениям: 

I. Мотивационно-­творческая направленность личности.

II. Креативность педагога. 

III. Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности.

IV. Индивидуальные особенности личности педагога.

Результаты диагностики: 

Высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности школы показали 22 педагога (63%).

Средний  уровень – 13 педагогов (37%).

Низкий  уровень – нет.

Вывод: в 2023-2024 учебном году необходимо продолжить работу по формированию креативности педагогов, развитию профессиональных способностей к осуществлению инновационной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.


2. Анализ работы НМС  в 2022 - 2023 учебном году

Цель работы НМС - формирование научно-методического пространства, обеспечивающего развитие образовательного учреждения в соответствии с образовательной политикой государства, области, района, города. 

Задачи: 

  • Анализ эффективности научно-методической деятельности в школе;
  • Организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • Создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов учебного заведения, самореализации учителя, развития научно-исследовательского и творческого потенциала педагогического коллектива;
  • Формирование имиджа школы как учебного заведения высокого профессионализма, педагогической культуры, отвечающего требованиям государства, предъявляемым к школе.

Содержание деятельности НМС: 

  • прогнозировать и разрабатывать перспективное планирование развития образовательно-воспитательного процесса учебного заведения;
  • изучать и утверждать материалы инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности педагогов учебного заведения;
  • давать экспертную оценку результативности инновационной, исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов;
  • определять педагогическую, психологическую, дидактическую, методическую и научную значимость представленных материалов;
  • разрабатывать модели организации научно-исследовательской и экспериментальной работы в учебном заведении;

Методическая работа школы строилась в соответствии с планом работы НМС. Приоритетными направлениями в работе НМС являлись: методическое сопровождение приоритетных целевых направлений программы развития школы, разработка методических рекомендаций, направленных на повышение качества образования и обеспечение его непрерывного инновационного развития. Работа НМС строилась в сотрудничестве с предметными кафедрами через педагогические советы, проблемно -  творческие семинары, дни творчества и мастерства, творческие лаборатории, НПК,   школу молодого учителя

В течение 2022 - 2023 учебного года проведено 4 заседания НМС в соответствии с планом работы.  

На заседании НМС рассматривались вопросы, способствующие повышению профессионального мастерства педагогов с целью повышения качества ЗУН учащихся, представляется опыт и перспективы апробаций учебных авторских и адаптированных программ в реализации личностно-ориентированного компонента РУП, рассматривался  методический уровнь педагогов, реализующих программы углубленного изучения предметов, элективных курсов, совершенствующих технологии, обеспечивающие образовательные интересы учащихся, качество обучения. Изучался вопрос   развития одаренности в современной образовательной среде,   подготовку учащихся к творческим конкурсам и НПК.  Проводится анализ и мониторинг итогов предметных олимпиад и научных проектов школьников. 

Работа НМС основывалась на общих целях школы, состоящих в развитии учащихся и учителей школы.  Члены НМС в течение года активно занимались решением таких вопросов, как внедрение в практику преподавания современных технологий и методик, методов НИР и ОЭР, дифференцированного и индивидуального подхода к методической деятельности педагогов. Проводят экспертизу учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов, тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся. В 2022-2023 учебном году Экспертным советом на районном уровне утверждено 4 методических пособий, на областном уровне 2 пособия.

Тема ОЭР школы и вытекающие из нее темы предметных кафедр соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. НМС способствовал решению приоритетных психолого-педагогических проблем, координировал взаимодействие предметных кафедр, оказывал методическую помощь кафедрам в работе по теме ОЭР. В основном поставленные задачи были выполнены. 

Вместе с тем в работе НМС есть и проблемы: недостаточное количество печатного методического продукта, рассмотрено на КЭС областного уровня и нет методических пособий утвержденных КЭС Республиканским уровнем,  педагоги активно работают в этом направлении, для начала осуществляют  публикации материалов своего опыта в педагогических изданиях, также остается низким уровень работы по обобщении ППО педагогов через участие в конкурсах педагогического мастерства, несмотря на то, что педагоги лицея участвуют в большинстве предложенных конкурсах.  Самообразовательная подготовка педагогов имеет широкий выход на педагогический коллектив, реальный практический результат. 

Задачи на 2023-2024 учебный год:

  • Продолжить работу по повышению организационно - методический уровня проведения открытых уроков и мероприятий.
  • Учителям в рамках проведения открытых мероприятий демонстрировать возможности по решению методической ОЭР темы школы. 
  • Включить защиту исследовательских работ в рамках предметных недель.
  • Включить проведение интегрированных общешкольных мероприятий
  • Осуществляется взаимное посещение уроков 


3. Работа по выявлению, обобщениюи распространению педагогического опыта


Анализ работы с педагогическими кадрами за 2022-2023 учебный год показал, что педагогами школы  опубликовано   40 работ (25 педагогов 75,7%) по предметам:

Информатика-4 (12%)

Английский язык-2(6%)

История-2 (6%)

Казахский язык и литература- 6 (18,1%)

Математика –  6 (18,1%)

Русский язык и литература- 3(9%)

Химия и биология- 2(6%)

Физика-1 (3%)

Технология-5 (15,1%)

География -1 (3%)

Физическая культура- 1(3%)

Администрация -7 (21,2)

Выводы: педагогам лицея необходимо продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода-в системе.

Педагогическому коллективу представлять и распространять передовой опыт работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары, принимать участие в тематических проблемных семинарах по данной теме на различных уровнях.

Администрации школы при посещении уроков оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году методические совещания с целью повышения методики преподавания.

Предметным кафедрам способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме (выносить положительный опыт на обсуждение на методических совещаниях).

Администрации школы, методическому совету разработать критерии стимулирования, которые можно использовать для профессионального развития учителей.

Администрации школы содействовать в разработке, утверждении и распространении авторских программ.

Педагогам-исследователям с 2023-2024 учебного года открыть собственные мастер-классы для учителей школы.

Педагогам-экспертам принимать активное участие в работе экспертных групп.

Педагогам-модераторам использовать инновационные формы, методы и средства обучения, принимать активное участие в конкурсах профессионального мастерства на уровне организации образования, района (города областного значения).  

Участие педагогов в НПК, семинарах, круглых столах.

33 педагогов, в количестве участия 33 НПК, меминары, крглые столы  (100%) 

Школа –23 педагогога (69,6%)

Район -23 педагога   69,6%

Область 13 педагога (39,3%)

Республика и международный уровень 17 педагогов (51,5%)

Темы выступлений на областных НПК:Создание условий для формирования навыков 21 векав КГУ "Школа-лицей города Алтай, Авторлық бағдарламалар мен әдістемелік қуралдарды дайындаудағы тәжірибе мен мәселелер, «Ведущая школа – школа поддержки обновления содержания образования», Fun ways to encourage speaking in the middle school English classroom (Speaking).

Темы выступлений на   республиканском НПК: М . Әуезов    өмірі мен шығармашылығы (М . Әуезов     - мерейтойы)

Темы выступления на международных НПК: Применение компьютерной программы "geogebra"   в контексте цифровой трансформации, "Проектная деятельность, как средство развития исследовательских навыков", «IT компетенции как средство реализации новых стандартов образования», "Обмен опытом по работе с одаренными детьми на уроках и вовнеурочное время", «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках с помощью игровой технологии»», ELT Assessment Literacy.

Темы областных семинаров: «Қазақ тілі мен әдебиеті сабақтарында оқушылардың айтылым дағдысын графикалық органайзерлерді қолдану арқылы дамыту», «Алгоритм действий работников образования по профилактике насилия в школьной среде»

Темы международных семинаров: STEM технологии, как способ повышения мотивации учащихся на урока", от профессионального педагога к успешному ученику.


4. Информационное обеспечение методической работы


Методической службой лицея в системе проводится работа по изучению и обобщению ППО педагогов кафедры, методический день кафедры, творческие отчеты педагогов, презентации тем, УМК, промежуточная экспертиза материалов НИР и ОЭР, обзор новинок методической литературы. Ведется работа с периодическими изданиями различного уровня, портфолио учителя, разработка дидактических материалов, методических сборников. 

Педагоги работают над созданием дидактического обеспечения к государственным и модифицированным программам, ориентированным на исследовательские методы и личностно – ориентированное обучение. Составлен список цифровых образовательных ресурсов по предметам.


5. Работа с учащимися


Работа с учащимися организована по направлениям: научно-исследовательская деятельность, участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах.


Мониторинг участия учащихся по всем направлениям в 2022 – 2023 учебном году.


район

область

республика

международные


участники

призеры

участники

призеры

участники

призеры

участники

призеры

Проекты

31

28

16

5

1

1

4

4

Олимпиады предметные

66

34

18

9

5

2



Олимпиады общие

66

37

24

13

6

2



Интеллектуальные конкурсы



283

143

9

9



ИТОГО:

163

99

341

170

21

14

4

4


Выводы: методическая деятельность в школе, ее задачи, содержание, формы организации свидетельствуют о выборе оптимального варианта системы методической работы, создания условий для методической работы учителей, стимулирования их педагогического творчества и профессионального развития, способствует саморазвитию каждого педагога, стимулирует его к самореализации, развитию профессиональной компетентности. Методическая работа в школе обеспечила формирование необходимого и достаточного педагогического потенциала для осуществления образовательного процесса в основной и средней школе по индивидуальному рабочему учебному плану, государственным и вариативным учебным программам, позволяющим освоить ГОСО на достаточном и высоком уровнях и расширить знания учащихся по отдельным предметам. 

Вместе с тем остаются проблемы, которые необходимо решить в следующем году. Исходя из этого определены задачи методической работы на 2023- 2024 учебный год

  • продолжить работу по выявлению, изучению и распространению наиболее ценного опыта педагогической, инновационной деятельности членов коллектива; 
  • продолжить работу по созданию «Портфолио» учителя и учащихся; 
  • продолжить внедрение в образовательный процесс современных форм, методов обучения, позволяющих повысить познавательную активность и качество знаний, обучающихся;
  • продолжить работу по систематической и профессиональной подготовке кадров;
  • продолжить   работу по развитию методической компетентности педагогов, а именно       владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навыков и умений, как на уроке, так и во внеурочное время;
  • продолжить работу по использованию инновационных технологий для повышения качества образования;
  • осуществить внедрение новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов (тьютерство, дистанционные семинары и т.д.);
  • продолжить работу по использованию инновационных технологий для повышения качества образования;
  • продолжить работу учителей-предметников по темам самообразования в соответствии с темой ОЭР школы.