Әдістемелік жұмысты талдау 2022-2023 оқу жылы. Анализ методической работы 2022-2023 учебный год.
Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов.
Источники анализа:
- материалы мониторинговых исследований;
- систематизированные данные внутришкольного контроля и оперативной внутришкольной информации (таблицы, диаграммы, графики, качественные и количественные характеристики педагогических ситуаций и объектов контроля);
- справки по результатам посещения уроков и внеклассных воспитательных мероприятий;
- результаты итоговых административных контрольных работ, результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
- статистические данные.
Использование коллективной, индивидуальной форм работы администрации школы с педагогическим коллективом позволило каждому педагогу определить собственную траекторию развития по совершенствованию педагогического мастерства.
Непрерывное профессиональное развитие работников образования, их опережающая подготовка к внедрению обновления содержания, инновационных технологий образования, продиктованных Государственной программой развития образования, являются одним из залогов повышения качества образования.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Научно – методическая работа в учебном году проводилась в соответствии с Правилами организации и осуществления учебно-методической работы, утвержденными приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 583 (с изменениями от 18.01.2016№ 40), Конвенцией о правах ребенка, Законом РК «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Программой развития школы.
Миссия методической службы лицея – развитие и совершенствование методической службы как условие для непрерывного профессионального образования педагогов и освоение ими современных ключевых компетенций.
Главной целью методической работы КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай Управления образования Восточно-Казахстанской области в 2022-2023 учебном году стало совершенствование педагогического мастерства учителя,качества образовательного процесса и успешности обучающихся через использование современных педагогических технологий и новых подходов в обучении и преподавании.
Деятельность методической службы реализована на принципах системности, целостности, гибкости образовательной среды, обучения в деятельности, принципа активности и внутренней мотивации субъектов, принципа субъектности и рефлексии.
Работа методической службы в 2022 – 2023 учебном году была ориентирована на реализацию стратегических направлений развития школы:
- обеспечение научно-методического сопровождения образовательных стандартов;
- создание необходимых условий для разработки и внедрения в УВП педагогических инноваций;
- стимулирование роста педагогического мастерства учителей;
- раскрытие творческого потенциала педагогов в условиях инновационной деятельности;
- совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями;
- совершенствование приемов повышения педагогического мастерства;
- активизация работы учителей по темам самообразования,
- распространение передового педагогического опыта, обобщение опыта учителей школы;
- совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов;
- включение учителей в творческий педагогический поиск;
- внедрение в практику работы школы результатов научных исследований и достижений передового опыта;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по организации УВП в условиях развития школы;
- организация системы повышения квалификации педагогов;
- руководство работой творческих групп, МО, кафедр;
- доведение до сведения педагогов нормативных документов.
В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
- работа с педагогическими кадрами;
- работа научно-методического совета;
- работа по выявлению, обобщениюи распространению педагогического опыта;
- информационное обеспечение методической работы;
- работа с учащимися.
В лицее успешно реализованы различные формы научно-методической работы:
- участие в школьных, районных, областных, республиканских, международных конференциях и семинарах;
- работа творческих лабораторий;
- проведение ежегодной НПК учителей и учащихся, на которых подводятся итоги исследовательской деятельности;
- работа школы методического мастерства «Педагог»;
- дни кафедр;
- дни творчества и мастерства.
Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ, рабочего учебного плана школы, обновление содержания образования черезиспользование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).
- Работа с педагогическими кадрами
Методическая работа лицея в 2022-2023 учебном году была направлена на обеспечение ступенчатого перехода на новые образовательные стандарты, повышение качества обучения.
Цель: содействовать повышению качества образования в условиях модернизации образования.
Задачи:
изучение концептуальных основ методологии обновления содержания образования в Республике Казахстан;
реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся для комплексного решения проблемы повышения качества знаний;
профилизация образовательного процесса в старшем звене;
создание условий для организации и осуществления непрерывного профессиональной подготовки педагогических кадров;
оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических кадров;
совершенствование системы работы с одаренными детьми;
научное и методическое сопровождение инновационного опыта в массовой образовательной практике: анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.
При планировании методической работы школы педагогический коллектив стремится отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Формы методической работы:
1.тематические педагогические советы;
2. методический совет;
3.творческие группы;
4.временные проблемные группы;
5.работа учителей над темами ОЭР;
6.открытые уроки, их анализ;
7. взаимопосещение и анализ уроков;
8. аттестация педагогов;
9. предметные недели;
10. педагогический мониторинг;
11. проведение семинаров;
12. разработка и лицензирование авторских методических разработок;
13. индивидуальные беседы по организации и проведению урока;
14. организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Эффективность педагогических советов
Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления, деятельность которого определяется положением. С его помощью осуществляется управление развитием школы.
В 2022-2023 учебном году проведено всего 6 педагогических советов из них 3 тематических педсовета, 1 педсовета по переводу и допуску к ГИА, 2 педсовета об итогах государственной итоговой аттестации и выпуску.
Тематика педагогических советов
1. Педагогический совет
Тема: «Роль лидера в повышении эффективности и совершенствовании работы школы»
Цель:
Совершенствование профессионального мастерства педагогов через развитие ключевых компетенций и лидерства учителя, как одного из аспектов формирования навыков и компетенций 21 века на всех уровнях обучения, распространение передового опыта, повышение профессионального мастерства.
Задачи:
- создание условий для формирования навыков 21 века в КГУ «Школа-лицей города Алтай» ОО по району Алтай УО ВКО.
- совершенствовать мастерство педагогов по формированию и оцениванию навыков 21 века на уроке.
- показать эффективные методы и приемы работы на уроках при развитии ключевых компетенций и лидерства учителя.
- изучить имеющийся положительный опыт работы учителей по формированию конкурентоспособной личности лицеистов и последующее его внедрение в практику работы.
- рассмотреть использование ключевых месседжов воспитания при формировании качеств 21 века через программную статью «Рухани жаңғыру»
- выработать рекомендации для совершенствования деятельности учителей-предметников по формированию конкурентоспособной личности обучающихся.
- обобщить результаты заключительного этапа опытно- экспериментальной работы педагогического коллектива КГУ «Школа-лицей города Алтай», теоретической и практической значимости; проанализировать публикации, результаты исследований; сформировать выводы, сделать заключения; выработать рекомендации НПК с целью внедрения положительных результатов исследования в практику.
2. Педагогический совет
Тема: «Реализация воспитательных проектов в рамках «Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»»
Цель: обеспечение общей координации деятельности по реализации воспитательных проектов в рамках «Концептуальных основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»»
Задачи:
- выявление степени понимания реализации педагогов с предлагаемыми проектами «Концептуальные основы воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»», а также получение обратной связи по совершенствованию.
- проанализировать реализацию воспитательных проектов;
- определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»»;
- ознакомление с инновационными формами реализации воспитательных проектов;
- обмен опыта педагогов по формированию основ воспитания в условиях реализации программы «Рухани жаңғыру»» через проведение внеклассных мероприятий.
3. Педагогический совет
Тема: «Система проектирования и педагогического анализа образовательных результатов в условиях цифровизации системы образования в Республике Казахстан»
Цель: ориентация деятельности педагогического коллектива школы на совершенствование имиджа педагогов и школы, побуждение участников образовательного процесса к созданию ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- проанализировать деятельность работы школы по созданию ситуации успеха;
- определить наиболее значимые критерии успешной педагогической деятельности школы;
- обменяться опытом по формированию ситуации успеха у учащихся на уроке;
- рассмотреть педагогические подходы для формирования ситуации успеха педагогов и учащихся;
- проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учителей и учащихся;
- систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха для учителя;
- пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме;
- создание благоприятного социального психологического климата в коллективе;
- определить направления работы педагогического коллектива по совершенствованию успешной педагогической деятельности.
Педагогические советы проводились на основе исследовательской деятельности временных творческих групп. Все педсоветы вызвали интерес у педагогического коллектива, проходили в обстановке делового, заинтересованного обсуждения значимых для школы проблем. В результате повысился уровень развития профессиональной компетентности педагогов, а высококвалифицированный педагогический коллектив – основа успешного функционирования и развития школы как педагогической системы. Вопросы, обсуждаемые на педсоветах, актуальны для педагогического коллектива, вызывают большой интерес у коллектива, так как носят практический характер. Принимаемые решения на педагогических советах конкретны, их выполнение находится на контроле.
В 2022-2023 учебном году среди педагогов школы была проведена диагностика «Определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности».
Цель проведения данной методики – выявление уровня готовности педагога к участию в инновационной деятельности.
Диагностика проводилась по следующим направлениям:
I. Мотивационно-творческая направленность личности.
II. Креативность педагога.
III. Профессиональные способности педагога к осуществлению инновационной деятельности.
IV. Индивидуальные особенности личности педагога.
Результаты диагностики:
Высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности школы показали 22 педагога (63%).
Средний уровень – 13 педагогов (37%).
Низкий уровень – нет.
Вывод: в 2023-2024 учебном году необходимо продолжить работу по формированию креативности педагогов, развитию профессиональных способностей к осуществлению инновационной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.
2. Анализ работы НМС в 2022 - 2023 учебном году
Цель работы НМС - формирование научно-методического пространства, обеспечивающего развитие образовательного учреждения в соответствии с образовательной политикой государства, области, района, города.
Задачи:
- Анализ эффективности научно-методической деятельности в школе;
- Организация и координация методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- Создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов учебного заведения, самореализации учителя, развития научно-исследовательского и творческого потенциала педагогического коллектива;
- Формирование имиджа школы как учебного заведения высокого профессионализма, педагогической культуры, отвечающего требованиям государства, предъявляемым к школе.
Содержание деятельности НМС:
- прогнозировать и разрабатывать перспективное планирование развития образовательно-воспитательного процесса учебного заведения;
- изучать и утверждать материалы инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности педагогов учебного заведения;
- давать экспертную оценку результативности инновационной, исследовательской и экспериментальной деятельности педагогов;
- определять педагогическую, психологическую, дидактическую, методическую и научную значимость представленных материалов;
- разрабатывать модели организации научно-исследовательской и экспериментальной работы в учебном заведении;
Методическая работа школы строилась в соответствии с планом работы НМС. Приоритетными направлениями в работе НМС являлись: методическое сопровождение приоритетных целевых направлений программы развития школы, разработка методических рекомендаций, направленных на повышение качества образования и обеспечение его непрерывного инновационного развития. Работа НМС строилась в сотрудничестве с предметными кафедрами через педагогические советы, проблемно - творческие семинары, дни творчества и мастерства, творческие лаборатории, НПК, школу молодого учителя.
В течение 2022 - 2023 учебного года проведено 4 заседания НМС в соответствии с планом работы.
На заседании НМС рассматривались вопросы, способствующие повышению профессионального мастерства педагогов с целью повышения качества ЗУН учащихся, представляется опыт и перспективы апробаций учебных авторских и адаптированных программ в реализации личностно-ориентированного компонента РУП, рассматривался методический уровнь педагогов, реализующих программы углубленного изучения предметов, элективных курсов, совершенствующих технологии, обеспечивающие образовательные интересы учащихся, качество обучения. Изучался вопрос развития одаренности в современной образовательной среде, подготовку учащихся к творческим конкурсам и НПК. Проводится анализ и мониторинг итогов предметных олимпиад и научных проектов школьников.
Работа НМС основывалась на общих целях школы, состоящих в развитии учащихся и учителей школы. Члены НМС в течение года активно занимались решением таких вопросов, как внедрение в практику преподавания современных технологий и методик, методов НИР и ОЭР, дифференцированного и индивидуального подхода к методической деятельности педагогов. Проводят экспертизу учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов, тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся. В 2022-2023 учебном году Экспертным советом на районном уровне утверждено 4 методических пособий, на областном уровне 2 пособия.
Тема ОЭР школы и вытекающие из нее темы предметных кафедр соответствуют основным задачам, стоящим перед школой. НМС способствовал решению приоритетных психолого-педагогических проблем, координировал взаимодействие предметных кафедр, оказывал методическую помощь кафедрам в работе по теме ОЭР. В основном поставленные задачи были выполнены.
Вместе с тем в работе НМС есть и проблемы: недостаточное количество печатного методического продукта, рассмотрено на КЭС областного уровня и нет методических пособий утвержденных КЭС Республиканским уровнем, педагоги активно работают в этом направлении, для начала осуществляют публикации материалов своего опыта в педагогических изданиях, также остается низким уровень работы по обобщении ППО педагогов через участие в конкурсах педагогического мастерства, несмотря на то, что педагоги лицея участвуют в большинстве предложенных конкурсах. Самообразовательная подготовка педагогов имеет широкий выход на педагогический коллектив, реальный практический результат.
Задачи на 2023-2024 учебный год:
- Продолжить работу по повышению организационно - методический уровня проведения открытых уроков и мероприятий.
- Учителям в рамках проведения открытых мероприятий демонстрировать возможности по решению методической ОЭР темы школы.
- Включить защиту исследовательских работ в рамках предметных недель.
- Включить проведение интегрированных общешкольных мероприятий
- Осуществляется взаимное посещение уроков
3. Работа по выявлению, обобщениюи распространению педагогического опыта
Анализ работы с педагогическими кадрами за 2022-2023 учебный год показал, что педагогами школы опубликовано 40 работ (25 педагогов 75,7%) по предметам:
Информатика-4 (12%)
Английский язык-2(6%)
История-2 (6%)
Казахский язык и литература- 6 (18,1%)
Математика – 6 (18,1%)
Русский язык и литература- 3(9%)
Химия и биология- 2(6%)
Физика-1 (3%)
Технология-5 (15,1%)
География -1 (3%)
Физическая культура- 1(3%)
Администрация -7 (21,2)
Выводы: педагогам лицея необходимо продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода-в системе.
Педагогическому коллективу представлять и распространять передовой опыт работы через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары, принимать участие в тематических проблемных семинарах по данной теме на различных уровнях.
Администрации школы при посещении уроков оценивать уровень профессиональных компетенций педагогической деятельности, выяснять имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать в новом учебном году методические совещания с целью повышения методики преподавания.
Предметным кафедрам способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме (выносить положительный опыт на обсуждение на методических совещаниях).
Администрации школы, методическому совету разработать критерии стимулирования, которые можно использовать для профессионального развития учителей.
Администрации школы содействовать в разработке, утверждении и распространении авторских программ.
Педагогам-исследователям с 2023-2024 учебного года открыть собственные мастер-классы для учителей школы.
Педагогам-экспертам принимать активное участие в работе экспертных групп.
Педагогам-модераторам использовать инновационные формы, методы и средства обучения, принимать активное участие в конкурсах профессионального мастерства на уровне организации образования, района (города областного значения).
Участие педагогов в НПК, семинарах, круглых столах.
33 педагогов, в количестве участия 33 НПК, меминары, крглые столы (100%)
Школа –23 педагогога (69,6%)
Район -23 педагога 69,6%
Область 13 педагога (39,3%)
Республика и международный уровень 17 педагогов (51,5%)
Темы выступлений на областных НПК:Создание условий для формирования навыков 21 векав КГУ "Школа-лицей города Алтай, Авторлық бағдарламалар мен әдістемелік қуралдарды дайындаудағы тәжірибе мен мәселелер, «Ведущая школа – школа поддержки обновления содержания образования», Fun ways to encourage speaking in the middle school English classroom (Speaking).
Темы выступлений на республиканском НПК: М . Әуезов өмірі мен шығармашылығы (М . Әуезов - мерейтойы)
Темы выступления на международных НПК: Применение компьютерной программы "geogebra" в контексте цифровой трансформации, "Проектная деятельность, как средство развития исследовательских навыков", «IT компетенции как средство реализации новых стандартов образования», "Обмен опытом по работе с одаренными детьми на уроках и вовнеурочное время", «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках с помощью игровой технологии»», ELT Assessment Literacy.
Темы областных семинаров: «Қазақ тілі мен әдебиеті сабақтарында оқушылардың айтылым дағдысын графикалық органайзерлерді қолдану арқылы дамыту», «Алгоритм действий работников образования по профилактике насилия в школьной среде»
Темы международных семинаров: STEM технологии, как способ повышения мотивации учащихся на урока", от профессионального педагога к успешному ученику.
4. Информационное обеспечение методической работы
Методической службой лицея в системе проводится работа по изучению и обобщению ППО педагогов кафедры, методический день кафедры, творческие отчеты педагогов, презентации тем, УМК, промежуточная экспертиза материалов НИР и ОЭР, обзор новинок методической литературы. Ведется работа с периодическими изданиями различного уровня, портфолио учителя, разработка дидактических материалов, методических сборников.
Педагоги работают над созданием дидактического обеспечения к государственным и модифицированным программам, ориентированным на исследовательские методы и личностно – ориентированное обучение. Составлен список цифровых образовательных ресурсов по предметам.
5. Работа с учащимися
Работа с учащимися организована по направлениям: научно-исследовательская деятельность, участие в творческих конкурсах, предметных олимпиадах.
Мониторинг участия учащихся по всем направлениям в 2022 – 2023 учебном году.
район | область | республика | международные | |||||
участники | призеры | участники | призеры | участники | призеры | участники | призеры | |
Проекты | 31 | 28 | 16 | 5 | 1 | 1 | 4 | 4 |
Олимпиады предметные | 66 | 34 | 18 | 9 | 5 | 2 | ||
Олимпиады общие | 66 | 37 | 24 | 13 | 6 | 2 | ||
Интеллектуальные конкурсы | 283 | 143 | 9 | 9 | ||||
ИТОГО: | 163 | 99 | 341 | 170 | 21 | 14 | 4 | 4 |
Выводы: методическая деятельность в школе, ее задачи, содержание, формы организации свидетельствуют о выборе оптимального варианта системы методической работы, создания условий для методической работы учителей, стимулирования их педагогического творчества и профессионального развития, способствует саморазвитию каждого педагога, стимулирует его к самореализации, развитию профессиональной компетентности. Методическая работа в школе обеспечила формирование необходимого и достаточного педагогического потенциала для осуществления образовательного процесса в основной и средней школе по индивидуальному рабочему учебному плану, государственным и вариативным учебным программам, позволяющим освоить ГОСО на достаточном и высоком уровнях и расширить знания учащихся по отдельным предметам.
Вместе с тем остаются проблемы, которые необходимо решить в следующем году. Исходя из этого определены задачи методической работы на 2023- 2024 учебный год
- продолжить работу по выявлению, изучению и распространению наиболее ценного опыта педагогической, инновационной деятельности членов коллектива;
- продолжить работу по созданию «Портфолио» учителя и учащихся;
- продолжить внедрение в образовательный процесс современных форм, методов обучения, позволяющих повысить познавательную активность и качество знаний, обучающихся;
- продолжить работу по систематической и профессиональной подготовке кадров;
- продолжить работу по развитию методической компетентности педагогов, а именно владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения для формирования общеучебных навыков и умений, как на уроке, так и во внеурочное время;
- продолжить работу по использованию инновационных технологий для повышения качества образования;
- осуществить внедрение новых форм непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов (тьютерство, дистанционные семинары и т.д.);
- продолжить работу по использованию инновационных технологий для повышения качества образования;
- продолжить работу учителей-предметников по темам самообразования в соответствии с темой ОЭР школы.