2022-2023 оқу жылындағы ЭЫДҰ тақырыбы бойынша педагогикалық ұжымның жұмысын талдау. Анализ работы педагогического коллектива по теме ОЭР в 2022-2023 учебном году. » КГУ «Школа-лицей города Алтай»
Коммунальное государственное учреждение
"Школа-лицей города Алтай"
отдела образования по району Алтай
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Приемная:
+7 (72335) 6-16-61
Бухгалтерия:
+7 (72335) 6-01-57
Версия
для слабовидящих
» » » 2022-2023 оқу жылындағы ЭЫДҰ тақырыбы бойынша педагогикалық ұжымның жұмысын талдау. Анализ работы педагогического коллектива по теме ОЭР в 2022-2023 учебном году.
06
сентябрь
2023

2022-2023 оқу жылындағы ЭЫДҰ тақырыбы бойынша педагогикалық ұжымның жұмысын талдау. Анализ работы педагогического коллектива по теме ОЭР в 2022-2023 учебном году.

                                                     Анализ работы педагогического коллектива по теме ОЭР 

в 2022-2023 учебном году

2018 года по настоящее время коллектив проводит исследования по теме «Формирование конкурентоспособной личности в рамках обновления содержания образования Республики Казахстан».

Опыт лицея по теме ОЭР был обобщен на международной конференции в 2021 году и на областном уровне через РЦ «Шыгыс» на секции директоров ВКО в рамках августовской конференции.

При выборе последней темы ОЭР мы исходили из того, что ХХІ столетие — время информационного общества, в котором качество человеческого потенциала приобретают особое значение для развития страны. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям мало, чтобы стать успешным в наше время, так как сейчас происходит замена потребности общества в образовании: от «Человека знающего» – к «Человеку,  способному творчески мыслить, действовать, само развиваться».

Государством перед  образованием поставлена цель - создание образовательной среды, благоприятной для гармоничного становления и развития личности обучающегося, сочетающего в себе национальные и общечеловеческие ценности, умеющего проявлять функциональную грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации.   Поэтому, я как руководитель, для реализации данной цели поставила задачу -  создать условия в лицее для формирования у учащихся особых навыков - компетенций, напрямую связанных с потребностями современной экономики и заказом государства.

 Это навыки XXI века, которые нужны для достижения успеха. Главными из них являются компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество).

В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата. Для успешного развития этих важнейших компетенций необходимо менять и переосмысливать все факторы, от которых зависит качество учебно-воспитательного процесса. А именно: структуру, содержание, методы, формы обучения и воспитания, системы контроля и оценивания, взаимное соответствие участников процесса образования.

Поэтому, с 2018 по 2023 год коллектив проводил исследования по теме «Формирование конкурентоспособной личности в рамках обновления содержания образования Республики Казахстан».

 Цель исследования – теоретически определить и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы.

Объект исследования – образовательный процесс в рамках обновления содержания образования Республики Казахстан.

Предмет исследования – педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы.

   Гипотеза исследования строилась на предположениях о том, что формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы будет эффективным, если:

  • образовательный процесс в максимальной степени обеспечивает личностное развитие, профессиональное самоопределение, актуализирует качества конкурентоспособной личности и способствует их приобретению;
  • будет создана и проверена модель формирования конкурентоспособной личности школьника, содержащая цель, задачи, функции, принципы реализации, структуру, этапы формирования, результат;
  • будет выявлен и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации данной модели;
  • осуществлена интеграция информационных и традиционных технологий, обеспечивающая единство, целостность и согласованность внешних и внутренних факторов становления конкурентоспособной личности.

Задачи исследования:

  • Уточнить, систематизировать и содержательно раскрыть основные понятия исследования.
  • Выявить и обосновать педагогические условия формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе средней школы.
  • Разработать модель формирования конкурентоспособной личности школьника в образовательном процессе школы.
  • Провести экспериментальную проверку гипотезы, апробацию разработанной модели, оценить ее результативность и эффективность предлагаемых технологий.

Методы исследования:

  • Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез идей различных отраслей, сравнительный анализ, моделирование и прогнозирование.
  • Эмпирические методы: анализ нормативно-правовых документов по модернизации образования; проведение опытно-экспериментальной деятельности по практической реализации разработанных материалов исследования; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, метод самооценки, анализа продуктов деятельности, педагогический мониторинг (диагностика уровня творческого саморазвития учащихся, конкурентоспособности учителей и учащихся школы).
  • Статистические методы обработки результатов исследования: методы описательной статистики, метод статистических критериев для определения достоверности совпадений и различий экспериментальных данных.

Исследование проводилось в 3 этапа с 2018 по 2022 годы.

  • Поисково-теоретический этап (2018 – 2019 гг.) – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, действующих школьных программ, учебников, наиболее распространённых педагогических технологий; выявлялись новые социально-экономические требования к общему уровню подготовки выпускников и, в частности, к их социокультурному развитию; осуществлялся поиск основных направлений повышения результативности обучения и психолого-педагогических предпосылок развития конкурентоспособной личности школьника.
  • Проектировочный этап (2019 – 2020 гг.) – разработка теоретико-методологических основ исследования; выявление внешних и внутренних факторов, детерминирующих процесс формирования конкурентоспособной личности школьника; моделирование конкурентоспособной личности и процесса её формирования в образовательном процессе школы, содержания и технологий формирования конкурентоспособной личности; теоретически разрабатывались и апробировались отдельные компоненты модели, в том числе и формы обучения, основанные на интеграции традиционных и информационных технологий; проведение отдельных элементов констатирующего эксперимента; разработка мониторинга формирования конкурентоспособной личности школьника.
  • Экспериментальный этап (2020 – 2023 гг.) – проведение экспериментальной работы; систематизация, интерпретация, математическая обработка результатов экспериментальных исследований; обобщение результатов; уточнение научной новизны, теоретической и практической значимости; формирование выводов, заключения; публикации результатов исследования; подготовка рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные выводы и результаты вносят вклад в дальнейшее развитие теории формирования конкурентоспособной личности:

  • расширяют представления о сфере применения компетентностного, личностно-деятельностного, интегративно-деятельностного подходов, показывая их продуктивность для разработки концепции формирования конкурентоспособной личности школьника;
  • уточняют содержание понятий «конкурентоспособная личность школьника», «конкурентная среда» и обосновывают специфику процесса формирования конкурентоспособной личности учащихся в условиях созданной в учебном заведении конкурентной среды;
  • позволяют углубить научные представления о педагогических возможностях интеграции традиционных и информационных технологий в процессе формирования конкурентоспособной личности школьника;
  • обогащают научное знание выявленным комплексом педагогических условий, содействующих формированию конкурентоспособной личности школьника.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы:

  • в качестве базы совершенствования системы образования и существенного повышения уровня готовности выпускников к дальнейшей деятельности в условиях конкуренции;
  • при определении путей, средств, технологий формирования конкурентоспособной личности школьника;
  • накопленный в ходе исследования эмпирический материал (анкеты, опросники, тесты, методики).

Эффективности управления ОЭР в лицее способствует распределение полномочий и ответственности между администрацией, постоянный мониторинг образовательной деятельности, открытость управленческих решений и доступность информации.


Управление опытно-экспериментальной работой 

в КГУ «Школа-лицей города Алтай»


 

Условия для реализации ОЭР

  1. В рамках  ОЭР  в школе разработаны и  реализуются следующие программы:
  2. Программа развития КГУ Школа – лицей города Алтай» на годы;  2020-2025 годы (2016-2019);
  3. Программа развития IT-технологий в КГУ «Школа-лицей города Алтай»;
  4. Программа мониторинга оценки качества образования КГУ «Школа – лицей города Алтай»;
  5. Программа профильного обучения и предпрофильной подготовки;
  6. Государственная программа по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы (2015-2020г.г.);
  7. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме развития личности учащегося;
  8. Программа по развитию одаренности;
  9. Программа «Я инженер» в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан» и др.
  10. Деятельность КГУ «Школа-лицей города Алтай» направлена на реализацию общеобразовательных учебных программ и программ личностно-ориентированного компонента, обеспечение углубленного и расширенного естественно- математического  образования учащихся в соответствии с их склонностями и способностями. Вариативный компонент в учебном плане представлен глобальными компетенциями и другими курсами по выбору содержание которых способствует формированию у обучающихся навыков 21 века: критическое мышление, функциональная грамотность, работа в команде, исследовательские навыки, лидерские качества, IT-компетентость, инициативность.
  11. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса в лицее позволяет осуществлять его с достаточной степенью эффективности. Материально-техническая база школы в системе совершенствуется и улучшается, особенно это заметно с введением подушевого финансирования,  достаточно оснащена компьютерной техникой (1 компьютер на 4 учащихся). В школе функционируют 2 компьютерных класса, 1 кабинет робототехники, 8 кабинетов новой модификации (математика, физика, химия, самопознание, робототехника, биология, «Абайтану», «Рухани жанғыру»), 13 проекторов, 9 кабинетов с интерактивными досками, 147 компьютеров подключены к сети Internet, 2 точки доступа к сети Internet (скорость подключения 4мб/с, 25мб/с), Имеются  электронные учебники.
  12. Школа создает условия для практической реализации навыков и умений обучающихся в цифровой среде, а также имеет возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать. Педагоги лицея освоили и успешно используют в работе универсальные пакеты прикладных программ. 

1. Текстовые процессоры (MS Word, Word Perfect, Open Office и др).

2. Программы подготовки электронных презентаций (MS Power Point, Prezi, Visme, TopHat).

3. Инструменты для создания графики и инфографики (Canva ,  PosterMyWall, Pictochart, Visme, Storybird). 

4. Инструменты для редактирования и обработки видео, создания видеозаписей (Movavi,   Camtasia и другие).

5. Специализированные математические пакеты и инструменты для изучения математики (Cabri Geometry, Geometryx,  Geogebra Classic).

6. Системы для создания тестов (Google формы, Online Test Pad, Mentimeter,com, Ahaslides.com)

7. Сервисы для создания интерактивных упражнений, игр, кроссвордов и викторин («Фабрика кроссвордов», Cross,   Flippity,  Ментальные карты, Coggle.it в Google).

8. Онлайн-доски (Padlet.com, Popplet, Scrumlr)

9. Образовательные платформы, порталы и сайты (BilimLand.kz, Daryn.kz, Opiq.kz, LearningApps.org, Google Classroom, Microsoft Teams).

5.  Для осуществления образовательного процесса в школе сформирован стабильный педагогический коллектив.

Всего педагогов-35

Высшая, педагог-исследователь- 18 (51%)

1 категория, педагог-эксперт -8 (23%)

Вторая, педагог-модератор-8 (23%)

б/к- 1 (3%)

Степень магистра имеют 5 (15,1%) педагога и 1 (6%) получает образование (3%)

 


Специфика кадров лицея определяется высоким уровнем профессионализма (74% педагогов исследователей и экспертов по итогам 2021-2022 у.г.), большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности. Успехи лицея напрямую зависят от каждого педагога. Так сложилось, в течение всех 30 лет школа славилась слаженной работой творческих и инициативных учителей. Кто-то стоял у истоков создания лицея, другие делают историю сейчас, и за многими будущее лицея.

 Все учителя   владеют современными образовательными технологиями, имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. Успехи учителей подтверждаются результатами участия в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года»   на протяжении 14 лет,  из них  на протяжении   12 лет  педагоги стали обладателями Гран-при данного конкурса районного уровня, 10 педагогов областного уровня и 1 педагог стал победителем Республиканского этапа конкурса «Лучший учитель года».

Все вышеперечисленные условия способствуют успешной реализации ОЭР.

На первых этапах  ОЭР  разработаны Контрольно-измерительные материалы (КИМ), диагностический инструментарий, программа мониторинга за ходом ОЭР.

КИМ - это специально разработанные материалы контроля, выраженные в количественных и качественных показателях, способные наглядно продемонстрировать результаты работы школы по разным направлениям.

Основными видами оценки результатов опытно-экспериментальной работы являются: внутренний и внешний аудит, общественная экспертиза, рейтинг обучающихся, классов, учителей, рекрининг (метод оценивания компетенций,  бичмаркинг (сопоставительный анализ). 

Функциональное назначение КИМ - мотивация, корректировка, стимулирование, оценка, контроль.

Прикладные программы, сайты

https://disk.yandex.ru

docs.google.com 

Облачное хранилище mail.ru

Портал Online Test Pad 

Программа Wordwall 

Программа LearningApps.org

Quizlet Live

Опрос https://web.whatsapp.com/

Контроль с помощью технических средств и информационных систем

Достоинства:

  • оперативное получение объективной информации;
  •  возможность детально и персонифицировано представить  информацию;
  • формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений обучающихся по всем предметам и модулям образовательной программы;
  •  привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;
  • возможность самоконтроля и мотивации  в процессе самостоятельной работы (тестирование, практические и лабораторные работы, КЗ, ДКЗ…)

Также, на первых этапах  ОЭР   были выделены качества успешного выпускника, которые легли в основу создания модели конкурентоспособной личности:

  • Навыки работы в команде
  • Исследовательские навыки 
  • Естественно-научные знания (Функциональная грамотность) 
  • Лидерские качества 
  • Критическое мышление 
  • Инициативность 
  • IT-Компетентность

Приведены в соответствие с темой ОЭР школы исследовательские темы педагогов лицея, которые охватывают исследованием модель развития конкурентоспособной личности по всем направлениям, таким образом, создавая целостность общего исследования. Приоритетными направлениями педагоги выделили: естественно-научные знания (функциональная грамотность),  критическое мышление,  развитие лидерских качеств.


 


Качества успешного конкурентоспособного выпускника

Учитель

Тема ОЭР

Навыки работы в команде

Пойлова Е.Н.

Совершенствование навыков работы в команде на уроках английского языка с целью развития конкурентоспособной личности

Демегенева Г.К.

Совершенствование навыков работы в команде на уроках английского языка с целью формирования конкурентоспособной личности

Шмелева М.Н.

Развитие Навыков работы в команде на уроках физической культуры в условиях обновленного содержания образования в Республике Казахстан

Исследовательские навыки

Мухарамова Н.Г.

Развитие исследовательских навыков личности на уроках математики в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Гусаренко О.В.

Усовершенствование исследовательских навыков на уроках химии и биологии рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Мисевич Н.Г.

Совершенствование исследовательских навыков личности на уроках географии в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Плотникова Г.Д.

Совершенствование исследовательских навыков личности на уроках физики в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Вичканова О.В. 

Развитие исследовательских навыков учащихся  на уроках физики в условиях  обновления содержания образования в РК

Амельченко Т.А.

Развитие исследовательских навыков на уроках английского языка с целью развития конкурентоспособной личности

Естественно-научные знания (функциональная грамотность)

Марухина И.С.

Развитие функциональной грамотности на уроках математики с целью развития конкурентоспособной личности

Сосновская Е.Н.

Развитие функциональной грамотности    на уроках математики в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Рублева Т.А.

Развитие функциональной грамотности  на уроках математики в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Нагибаева Ф.Г.

Совершенствование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии как фактор развития конкурентоспособной личности.

Фунтова А.В.

Развитие естественно-научных знаний на уроках химии, и биологии в  рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Сапаргалиева Ж.И.

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках казахского языка и литературы в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Заводина Г.Г

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Осинина Т.В.

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Масимова М.В.

Развитие функциональной грамотности на уроках истории в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Маймакова Б.З.

Қазақ тілі сабағында білім беру мазмұнын жаңғырту шеңберінде тұлғаның функционалдық сауаттылығын дамыту

Кикумова А.З.

Қазақ тілі сабағында білім беру мазмұнын жаңғырту шеңберінде тұлғаның функционалдық сацуаттылығын дамыту

Шоматова Н. М

Қазақ тілі сабақтарындатұлғаның функционалдық сауаттылығыноқытудың инновациалық әдіс-тәсілдерін қолдану арқылы дамыту

Ахметова А.М. 

Қазақ тілі сабағында білім беру мазмұнын жаңғырту шеңберінде тұлғаның функционалдық сауаттылығын жетілдіру

Смирнова Н.А.

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках художественного труда в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Заводина И.В.

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках художественного труда в рамках обновления содержания образования в Республике Казахстан

Лидерские качества

Омуштаев К.С.

Совершенствование лидерских качеств учащихся на уроках физической культуры в условиях обновления содержания образования в Республике Казахстан

Критическое мышление

Мукушева Д.М.

Развитие навыков критического мышления учащихся на уроках казахского языка и литературы в условиях  обновления содержания образования в Республике Казахстан

Аленова К.Б.

Развитие навыков критического мышления учащихся на уроках казахского языка и литературы в условиях обновления содержания образования в Республике Казахстан

Байбулова А.К.

Совершенствование навыков критического мышления на уроках русского языка и литературы в условиях обновленного содержания образования в Республике Казахстан

Лаптева Е:В.

Совершенствование навыков критического мышления на уроках английского языка с целью развития конкурентоспособной личности

 Азикенова О.Е.

Формирование навыков критического мышления через использование разнообразных видов и форм контроля в УВП

Сулейменов Р.Д.

Развитие навыков критического мышления на уроках физической культуры в условиях обновленного содержания образования в Республике Казахстан

Парфенова О.С.

Развитие навыков критического мышления у учащихся с целью развития конкурентоспособной личности.

Шейбель  И.А.

Развитие навыков критического мышления на уроках самопознания с целью формирования конкурентоспособной личности


Вичканова О.В.

Развитие навыков критического мышления учащихся на уроках физики в условиях обновления содержания образования в Республике Казахстан

Инициативность

Сулейменова Г.Ж.

Развитие инициативности школьника с целью формирования конкурентоспособной личности

IT компетентность

Иванова И.Е.

Развитие компьютерной грамотности школьников средствами IT

технологий

Овчинникова И.Ю.

Развитие IT-Компетентности на уроках робототехники с целью развития конкурентоспособной личности.


На первом этапе работы проведены исследования критического мышления учащихся и педагогов с последующей оценкой результатов по уровням.

Уровень критического мышления учащихся

(входная диагностика 2018-2019 учебный год)









Количественный анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

  • 20% от общего количества обследованных имеют высокий уровень критического мышления, т.е.  устойчивость умений и навыков основных мыслительных операций, способность видеть свои и чужие недостатки в поведении, речи, слове, деле и т.д., возросшая скорость определения ошибок, стремление логически обосновывать оценку и самооценку, умело подбирать аргументы "за" и "против"; терпимость к аргументированной критике в свой адрес.
  • Средний уровень выявлен у 55% учащихся. Это проявление умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, обретение опыта доказательства и опровержения, желание оценивать и самооценивать, осознавать критику в качестве мыслительного процесса.

Начальный уровень (низкий) критического мышления у   22 % респондентов, это слабое представление учащегося об этом стиле мышления, неумение оценивать, доказывать свою правоту.

Динамика развития критического мышления по сравнению с предыдущими годами выглядит следующим образом


 


КМ за период исследования темы ОЭР школы выросло. Особенно это заметно по показателю «Высокий  уровень критического мышления», это говорит о том, что образовательный процесс не стоит на месте, а развивается. Педагоги на практике применяют все методы для развития КМ у учащихся.


Исследования критического мышления в разрезе классов


 


 


В 9 классах  уровень КМ вырос на 16% по сравнению с 5 классом. В 10 классе - на 15%. В 11 классе - на 39%.

По результату исследования видно, что технология развития критического мышления получила всё большее распространение в педагогической практике учителей лицея, за ней - возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности. Педагоги, используя в своей работе данную технологию, хорошо знают ее особенности, методы и приемы.

Также проведена диагностика критического мышления среди педагогического состава на начальном этапе и контрольная. Результаты свидетельствуют о том, что учитель  участвует в процессе развития критического мышления не только учащихся, но и самого себя.   

 


С педагогами проведено анкетирование с целью изучения какими техниками по развитию критического мышления они владеют и пользуются.


 


По результатам анкетирования видно, что технологии, методы и приемы по развитию критического мышления используют все педагоги.


Реализация ОЭР

 


Результаты работы над ОЭР педагогами  представляются ежегодно на Научно-практической конференции лицея (материалы представлены на выставке)

На научно-практических конференциях мы изучали развитие конкурентоспособной личности и в учебном и в воспитательном процессе, а также через организацию проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов, через совершенствование навыков критического мышления, особенности организации цифрового образования и развития компьютерной грамотности школьников средствами IT- технологий.

Результаты работы над ОЭР педагогами  представляются ежегодно на Научно-практической конференции лицея. 


Тематика НПК


НПК 

  • НПК 2018-2019 «Инновационная деятельность педагогов как фактор формирования конкурентоспособной личности»
  • НПК 2019-2020 Развитие критического мышления участников образовательного пространства как один из аспектов формирования конкурентоспособной личности учащихся.
  • НПК 2020-2021 «Развитие IT- компетентности участников образовательного пространства как один из факторов развития конкурентоспособной личности учащихся»
  • НПК 2021-2022 «Развитие  функциональной грамотности, как важное условие в формировании конкурентоспособной личности»

В   рамках Научно-практических конференций   коллективом были рассмотрены следующие темы: 

2018-2019 учебный год

  1. Итоги входной психолого-педагогической диагностики: Критическое мышление в обновлённой системе образования» (Психолог Парфенова О.С.)
  2. Воспитание как один из аспектов развития конкурентоспособной личности. (Заместитель директора по УР Кадырбаева М.А.)
  3. Формирование конкурентоспособной личности в рамках обновлённого содержания образования   в учебном процессе (Заместитель по УР Сапаргалиева Ж.И.)
  4. Формирование конкурентоспособной личности через организацию проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов. (Гусаренко О.В.)

2019-2020 учебный год

  • Результаты диагностики критического мышления у педагогов, представление диагностического пособия «Выявление критического мышления» (педагог-психолог Парфенова О.С.)
  • Миникоучинг. «Совершенствование навыков критического мышления на уроках английского языка с целью развития конкурентоспособной личности» презентация методических рекомендаций (Учитель английского языка Лаптева Е.В)
  • Микро преподавание «Таксономия Блума при конструировании заданий к уроку по технологии критического мышления», презентация исследовательского проекта «Развитие критического мышления учащихся при обучении монологической речи на уроках русского языка» (учитель русского языка и литературы Байбулова А.К.)
  • Устный журнал «Инновационные технологии на уроках информатики» ( Учитель информатики и робототехники Овчинникова  И.Ю.)

2020-2021 учебный год

  • Особенности организации цифрового образования в КГУ «Школа-лицей города Алтай» (заместитель директора по УР Сапаргалиева Ж.И.)
  • Развитие компьютерной грамотности школьников средствами IT- технологий (учитель информатики и математики-Иванова И.Е.)
  • Использование IT-технологий в воспитательном процессе (заместитель директора по ВР Кадырбаева М.А.)

2021-2022 учебный год

  •  «Создание условий для формирования навыков 21 века в КГУ «Школа-лицей города Алтай» ОО по району Алтай УО ВКО» ( Директор Нагибаева Ф.Г.)
  • «Навыки 21 века: как формировать и оценивать на уроке?» (зам. Директора по УР Сапаргалиева Ж.И.)
  • Ключевые месседжи воспитания- качества достойные 21 века: «Рухани жаңғыру» (заместитель директора по ВР Кадырбаева М.А.
  • Мастер классы на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках математики, информатики и ОГД (Сосновская Е.Н., Иванова И.Е., Надырова И.В., Байбулова А.К. )
  • Самопрезентация педагога через сервис графического дизайна, как ступень развития коммуникативных компетенций навыков 21 века.

В Рамках НПК педагоги делились своим опытом как через открытые уроки, так и внеклассные мероприятия.


Год

Педагоги

Направления

2018-2019

Сосновская Е.Н.

Учебно-исследовательская деятельность на уроке

Лаптева Е.В.

Формирование критического мышления на уроке

Кикумова А.З.

Развитие языковых компетенций на уроке

Мисевич Н.Г.

Развитие творческих способностей

Шмелева М.Н.

«Ориентация на успех-одно из качеств определяющих конкурентоспособность     личности»

2019-2020

Аленова К.Б.

Азикенова О.Е.

Сулейменов  Р.Д.

Мукушева Д.М.

Формирование критического мышления

2020-2021

Аленова К.Б.

Надырова И.Е.

Лаптева Е.В.

Эффективные методы и приемы IT технологий

2021-2022

Кикумова А.З.

Шоматова Н.М.

Осинина Т.В.

Смирнова Н.А.

Вичканова О.В.

Эффективные методы и приемы работы на уроках при развитии функциональной грамотности учащихся.

2022-2023

Байбулова А.К.

Иванова И.Е.

Надырова И.В.

Ибрагим Ж.И.

Шейбель И.А.

Парфенова О.С.

Кадырбаева М.А.

РублеваТ.А.

Гусаренко О.В.

Фунтова А.В.

Демегенева Г.К.

Мисевич Н.Г.

Аленова К.Б.

«Ключевые компетенции и лидерство учителя, как условие формирования конкурентоспособной личности»



Реализация ОЭР школы ведётся через тематику педагогических советов:

-2018-2019 у.г. «Формирование конкурентоспособной личности и достижение нового образовательного результата через организацию  проектной и научно-исследовательской деятельности  учащихся и педагогов» 

- 2019-2020 у.г. Инновационные технологии в образовательном пространстве как важный компонент в формировании конкурентоспособной личности

- 2020-2021 у.г. «Цифровизация образовательного процесса как основа успешности учителя ХХI века: проблемы и решения».

- 2021 – 2022 у.г. «Повышение качества профессиональной деятельности на основе развития навыков и компетенций 21 века».

Реализация ОЭР через НМС:


Год

Темы

2018-2019

1.Программно- методическое обеспечение учебных предметов РУП в 2018 - 2019 учебном году.

Реализация личностно-ориентированного компонента РУП

2. Работа с одаренными детьми в условиях обновления содержания образования.

Подготовка учащихся к творческим конкурсам и НПК. Анализ итогов предметных олимпиад и научных проектов школьников.

3.«Профильное обучение и предпрофильная подготовка в условиях модернизации образования РК»

4.Итоги работы педагогов по реализации темы ОЭР в 2018 - 2019 учебном году. 

2019-2020

1.Программно- методическое обеспечение учебных предметов РУП в 2019 - 2020 учебном году.

Опыт и перспективы апробаций учебных авторских и адаптированных программ в реализации личностно-ориентированного компонента РУП

2. Система работы с мотивированными и одаренными детьми в условиях обновления содержания образования.

Подготовка учащихся к творческим конкурсам и НПК. Анализ итогов предметных олимпиад и научных проектов школьников.

3.«Приоритетные направления исследования в сфере образования в рамках ОЭР школы

4. Итоги работы педагогов по реализации темы ОЭР в 2019 - 2020 учебном году. 

Отчет о работе НМС, задачи и перспективы деятельности НМС в 2020 - 2021 учебном году.

2020-2021

1.Программно- методическое обеспечение учебных предметов РУП в 2020 - 2021 учебном году.

Опыт и перспективы апробаций учебных авторских и адаптированных программ в реализации личностно-ориентированного компонента РУП

2.Развитие одаренности в современной образовательной среде. 

Подготовка учащихся к творческим конкурсам и НПК. Анализ итогов предметных олимпиад и научных проектов школьников.

3.«Построение образовательного пространства УВП на основе системно-деятельностного подхода». 

Создание инновационного сетевого проекта.

4. Итоги работы педагогов по реализации темы ОЭР в 2020 - 2021 учебном году. 


2021-2022

 1.Развитие одаренности в современной образовательной среде. 

 Подготовка учащихся к творческим конкурсам и НПК. Анализ итогов предметных олимпиад и научных проектов школьников.

2.Совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива в рамках ОЭР школы. Экспертиза учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов, тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся

3. Итоги работы педагогов по реализации темы ОЭР в 2021 - 2022 учебном году. 

Отчет о работе НМС, задачи и перспективы деятельности НМС в 2021 - 2022 учебном году.

2022-2023


1. Программно- методическое обеспечение учебных предметов РУП в 2022 - 2023 учебном году.

Опыт и перспективы апробаций учебных авторских и адаптированных программ в реализации личностно-ориентированного компонента РУП

2. Система работы с одаренными детьми в современной образовательной среде. Подготовка учащихся к творческим конкурсам и НПК. Анализ итогов предметных олимпиад и научных проектов школьников

3. Совершенствование научно-методического потенциала педагогического коллектива в рамках ОЭР школы. Экспертиза учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях и дидактических материалов, тестовых заданий и других форм контроля знаний обучающихся


Реализация ОЭР через проблемно-творческие семинары:

Они проходят в атмосфере творчества, сотрудничества и показывают высокую результативность работы педагогов кафедр ЕМД, ОГД, СТиИС (социальных технологий и индивидуального сопровождения).


Год

Темы 

2018-2019

- «Новые подходы, методы и формы преподавания предметов в условиях обновленного содержания образования»

- «Проектирование учителем образовательного пространства как элемент его педагогического мастерства»

2019-2020

«Научное исследование как активная практика учителя»

-     «Контрольно-аналитическая деятельность учителя как один из элементов его педагогического мастерства»

2020-2021

- «Научное исследование как активная практика учителя»

- «Обеспечение эффективности контрольно-аналитической деятельности педагогов лицея»

2021-2022

- «Педагогические условия развития качеств конкурентоспособной личности»

- «Технологии и методические приемы развития критического мышления»


2022-2023

- «Профориентационная работа в контексте воспитания конкурентоспособной личности»

- «Приёмы и методы критическогомышления на разных этапах урока»


Открытые уроки


Год

Педагоги

Направления

2018-2019

Сосновская Е.Н.

Учебно-исследовательская деятельность на уроке

Лаптева Е.В.

Формирование критического мышления на уроке

Кикумова А.З.

Развитие языковых компетенций на уроке

Мисевич Н.Г.

Развитие творческих способностей

Шмелева М.Н.

«Ориентация на успех-одно из качеств определяющих конкурентоспособность     личности»

2019-2020

Аленова К.Б.

Азикенова О.Е.

Сулейменов  Р.Д.

Мукушева Д.М.

Формирование критического мышления

2020-2021

Аленова К.Б.

Надырова И.Е.

Лаптева Е.В.

Эффективные методы и приемы IT технологий

2021-2022

Кикумова А.З.

Шоматова Н.М.

Осинина Т.В.

Смирнова Н.А.

Вичканова О.В.

Эффективные методы и приемы работы на уроках при развитии функциональной грамотности учащихся.

2022-2023

РублеваТ.А.

Гусаренко О.В.

Фунтова А.В.

Демегенева Г.К.

Мисевич Н.Г.

Аленова К.Б

Роль лидера в формировании конкурентоспособной личности УВП


Результаты ОЭР для нас имеют очень большое значение. Приведу аналогию с цитатой о царице наук «Математика ум в порядок приводит». Для нас - ОЭР приводит в порядок нашу систему образования в лицее. При правильной постановке цели для нас «Любой ветер становится попутным».

Результаты ОЭР:

1.         Нормативно-правовое:

  • формирование пакета утвержденных комплексно-целевых программ;
  • разработка и утверждение документов (обеспечение программы НИР и ОЭР), регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей;
  • формирование и утверждение пакета документов по экспериментальной и инновационной работе.

2. Программно-методическое:

  • создание модифицированных учебных программ, введение новых дисциплин, освоение новых технологий обучения и воспитания;
  • формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в профильных и базовых;
  • разработка рекомендаций по организации предпрофильного, профильного обучения;
  • разработка авторских программ, элективных курсов и спецкурсов;
  • разработать требования и рекомендации по работе с индивидуальными маршрутами развития учащихся;
  • освоение педагогических технологий, ориентированных на новое качество образования

3.         Информационное:

ü  информирование коллектива учителей, родителей, учащихся, социума о характере преобразований в школе;

  • создание внутри школы качественно нового информационного поля с привлечением информационных структур города.

4.         Мотивационное:

ü разработать механизмы стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);

  • усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения инноваций в школе;
  • целенаправленное стимулирование всех участников образовательного процесса на постановку для себя, класса и школы новых целей, на максимальную самореализацию себя как личности, на повышение престижа школы и своего собственного.

5.         Кадровое:

ü обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима;

  • подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;
  • организация специальных занятий с педагогами по методике развития своего опыта, освоение чьего-либо опыта или научных разработок, по методике организации экспериментов.

6.         Организационное:

ü экспериментальное освоение новых систем организации учебно-воспитательного процесса;

  • составление новых программ элективных курсов  и расписания работы в различных режимах и новых системах организации учебно-воспитательного процесса;
  • подготовить условия для реализации экспериментальной работы по взаимосвязи с родителями, социумом

7.         Материально-техническое:

  • создание новой материальной базы учебно-воспитательного процесса, которая обеспечит новые результаты в развитии школы.
  • Финансовое:
  • изыскание новых бюджетных и внебюджетных источников (спонсорство) для увеличения финансирования инновационных проектов согласно программе  НИР и ОЭР.

Кроме того, в ходе опытно-экспериментальной работы:

– отмечается устойчивый интерес учащихся к учёбе;

– повышается качество знаний учащихся;

 – растет творческая активность детей, утверждается их собственная позиция;

- происходит повышение профессиональных знаний и методического мастерства учителей.

 Все результаты подтверждаются достижениями учителей и учеников.

Внедрение передового педагогического опыта

Наличие авторских пособий, программ, научных разработок, публикаций, 

Критерии

2018- 2019

2019- 2020

2020-2021

2021-2022

2022-2023

Разработка методических и дидактических пособий

34%

42%

54%

58% (10п+11п=21)

60%


Публикации в научно-методических изданиях

74%

79%

54%

138%

50 публикаций (25п)

77%

Работают над НИР

100%

100%

100%

100%

100%

Динамика показывает следующее, учителями лицея систематически ведется обобщение опыта работы по средствам периодических изданий и интернет порталов на разном уровне: районном и областном, республиканском. В период с 2018 по 2022 год учителя представляют свой опыт не только на конференциях и семинарах, но и публикуют их в разных изданиях и сборниках. Особенно в последние годы растет количество статей для региональных и республиканских изданий. Методические пособия учителей проходят экспертизу районного и областного экспертного совета.

Печатных изданий педагогов с присвоением КБК- 26, имеют 12 педагогов


количество

учитель

12

Нагибаева Ф.Г. Шоматова Н.М. Фунтова А.В. Рублева Т.А.     Парфенова О.С. Шейбель И.А., Кадырбаева М.А, Маймакова Б.З. Кикумова А.З. Иванова И.Е., Надырова И.В, Байбулова А.К., Шейбель И.А., Демегенева Г.К., Сапаргалиева А.Н.

Прошли экспертизу КЭС района 21 методических изданий на районном КЭС, области 4 педагога: Рублева Т.А., Шоматова Н.М., Демегенева Г.К., Шоматова Н.М., 


ФИО

Название пособия

Предмет

Рассмотрено районным КЭС

Рассмотрено областным КЭС

Утверждено

1

Фунтова А.В.

Методические рекомендации "Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на уроках биологии"

биология

08.09.2021



2

Фунтова А.В.

Учебно- методические рекомендации «Начинающему исследователю»

биология

20.01.2022

рассмотрено областным КЭС


3

Парфенова О.С.

"Как создать тесты в Google формах?"


08.09.2021



4

Шейбель И.А. Парфенова О.С.

Практическое пособие "Диагностический инструментарий по выявлению мотивации у учащихся разной возрастной категории"


08.09.2021



5

Гусаренко О.В.

"Использование игровых технологий на уроках химии с целью развития мотивационной сферы конкурентоспособного выпускника XXI века"

химия

20.01.2022

рассмотрено областным КЭС


6

Парфенова О.С.

"Сборник диагностических методик по выявлению критического мыышления"


08.09.2021



7

Марухина И.С. 

"Практикум по дифференциальному исчислению"

математика

08.09.2021



8

Марухина И.С. 

"Учебно-методическое пособие "Интегральное исчисление"

математика

08.09.2021



9

Иванова И.Е.

«Развитие компьютерной грамотности учащихся средствами IT – технологий»

информатика

08.09.2021



10

Иванова И.Е.

Пособие по работе в среде программирования Scratch    

информатика

08.09.2021



11

Мухарамова Н.Г.

Методическое пособие «Исследовательские задачи для начинающих по математике»

математика

08.09.2021



12

Шоматова Н.М.

"9-сынып оқушыларын қазақ тілі мен әдебиеті пәнінен мемлекеттік қорытынды аттестацияға дайындауға арналған әдістемелік құрал"

казахский язык и литература

08.09.2021



13

Байбулова А.К.

"Как работать с текстом? (формирование читательской компетенции)

русский язык

08.09.2021



14

Иванова И.Е.

 Сборник задач по теме «Делимость натуральных 

информатика

08.09.2021



15

Гусаренко О.В.

Методическая копилка по предмету химия 8-9класс

Химия

08.09.2021



16

Рублева Т.А.

Задачи по математике  для развития функциональной грамотности. 

математика

08.09.2021



17

Рублева Т.А.

Методическое пособие по математике  для учащихся 5-9 классов

математика

20.01.2022



18

Рублева Т.А.

Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики "

математика

20.01.2022

рассмотрено областным КЭС

утверждено

19

Шоматова Н.М.

Әдістемелік құрал «9-сынып оқушыларын қазақ тілі мен әдебиет пәнінен мемлекеттік қорытынды аттестацияға дайындауға арналған»- Шоматова Н.Г.

казахский язык и литература

20.01.2022

рассмотрено областным КЭС

утверждено

20

Демегенеа Г.К., Лаптева Е.В., 

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка

английский язык

июнь 2022г

рассмотрено областным КЭС

утверждено

21

Байбулова А.К.

 «Теория и практика
 технологии критического мышления
 в образовательном процессе»


июнь 2022г

рассмотрено областным КЭС


22

Шоматова Н.М.

Программа 5-8 класс по казахскому языку

казахский язык и литература

июнь 2022г

рассмотрено областным КЭС

утверждено

23

Гусаренко О.В.

Сборник Задач по химии для учащихся 8-9 классов

химия

мар.23

рассмотрено областным КЭС


24

Демегенеа Г.К., Сапаргалиева А.Н.

Программа практикума углубленного изучения английского языка


мар.23

рассмотрено областным КЭС


25

Нагибаева Ф.Г.

Программа "Теоретические основы общей биологии"


мар.23



26

Кадырбаева М.А., Шейбель И.А.

Программа социально-психологической реабилитации детей из неблагополучных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию
 «Все вместе»


мар.23

рассмотрено областным КЭС



Ежегодно педагоги лицея становятся призерами в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах Конкурсы педагогического мастерства направлены на процесс максимального раскрытия творческих возможностей учителя.  Наши педагоги  ежегодно принимают участие во всех рекомендуемых конкурсах. 

Их достижения - показатель   успешной реализации ОЭР лицея.

Реализуя выполнение цели по формированию конкурентоспособной личности, школа держит под постоянным контролем главный индикатор - результативность участия детей в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах.   С 1997 года в школе функционирует Научно-лицейское общество с целью развития одаренности учащихся и исследовательских навыков учеников. Создано более 600 проектов. Ежегодно учащиеся становятся призерами соревнований научных проектов районного, областного республиканского и международного уровней. В среднем каждый год на соревнования научных проектов школа выставляет около 20 проектов в старших классах и 10-15 проектов в средних классах.

С 2018 года в школе реализуется обновленная школьная программа по работе с одаренными детьми. Талантливые люди – главное богатство общества. Поэтому, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач КГУ «Школа-Лицей города Алтай». 

 

Опыт школы в 2021 году представлен на  областном этапе конкурса «Лучшая организация среднего образования - 2021». По итогам конкурса  школа награждена благодарственным письмом руководителя Управления образования ВКО в номинации «Школа традиций и инноваций». Также опыт лицея в 2021 году представлен на Республиканском дистанционном конкурсе «Лучшая школа-2021» среди учебных заведений РК. В номинации «Лучшая городская школа» лицей награжден дипломом 1 степени. По итогам ВОУД 2017 года лицей вошел в топ 10 лучших школ по ВКО.

Заключение

Коммунальное государственное учреждение «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай Управления образования Восточно-Казахстанской области готово к кардинальной модернизации системы образования для повышения ее конкурентоспособности, в школе созданы условия, способствующие формированию ключевых компетенций 21 века. Мы готовы помочь учащимся развивать эти компетенции, направим все усилия для организации УВП в этом направлении на систематической основе.

Педагогический коллектив лицея продолжает свое развитие, планируя реализацию новых  методических проектов актуальных сегодня, которые помогут вывести систему образования на новый уровень. Мы считаем, что быть профессионалом в своем деле, быть неравнодушным и устремленным к новым, лучшим достижениям это и есть патриотизм. Коллектив не   останавливается на достигнутом и будет дальше стремиться покорять новые вершины.

Наша позиция - «Школа - не место, где учат детей, это место, где дети учатся и развиваются».