2022-2023 оқу жылындағы тәлімгерлікті талдау. Анализ наставничества за 2022-2023 учебный год » КГУ «Школа-лицей города Алтай»
Коммунальное государственное учреждение
"Школа-лицей города Алтай"
отдела образования по району Алтай
Управления образования Восточно-Казахстанской области
Приемная:
+7 (72335) 6-16-61
Бухгалтерия:
+7 (72335) 6-01-57
Версия
для слабовидящих
» » » 2022-2023 оқу жылындағы тәлімгерлікті талдау. Анализ наставничества за 2022-2023 учебный год
06
сентябрь
2023

2022-2023 оқу жылындағы тәлімгерлікті талдау. Анализ наставничества за 2022-2023 учебный год

Анализ наставничества за 2022-2023 учебный год

КГУ «Школа-лицей города Алтай»

отдела образования по району Алтай УО ВКО


Педагоги-наставники: Демегенева Гульмира Каирхановна, учитель английского языка, учитель-исследователь.

Байбулова Айнаш Кургановна, учитель русского языка и литературы, учитель-исследователь.

Молодые специалисты: Сапаргалиева Айнель Нурлановна, учитель английского языка.

Людвина Анастасия Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Работа по наставничеству основывается на нормативно-правовых документах:

- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 160. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 апреля 2020 года № 20486.

- Правила организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество. (Пункт 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога")

Приказ о наставничестве КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай УО ВКО № 114 от 01.09.2022 года.

Цель работы: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста, формирование профессиональных умений и навыков молодого специалиста для успешного применения их в профессиональной деятельности

Задачи: 

  • создание условий для профессиональной и психологической адаптации молодого специалиста;
  • оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
  • создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
  • развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
     Основные направления работы: 
  • работа с нормативно-правовой документацией, используемой в работе;
  • помощь в работе со школьной документацией;
  • консультации по составлению и реализации - рабочей программы, планов учебных занятий;
  • помощь в организации учебных занятий;
  • помощь в составлении и анализе диагностических работ;
  • взаимопосещение уроков.

Организация работы по наставничеству была определена в три этапа:

1 этап (вводный)

Определение уровня профессиональной подготовки молодого педагога (диагностика)

Цель проведения диагностики: 

  1. Определить уровень подготовки и индивидуальных потребностей молодого педагога;
  2. На основе проведённой диагностики разработать План наставничества на 2022-2023 учебный год.

Критерии: 

1. Особенности профессиональной компетентности начинающих педагогов.

2. Типы проблем и трудностей, возникшие у молодых педагогов в процессе адаптации к педагогической профессии.

3. Удовлетворенность молодых педагогов созданными условиями в образовательном учреждении для их более успешной адаптации

4. Степень информированности молодых педагогов о деятельности образовательного учреждения.

Результаты: 

Анализ диагностики и План наставничества.

Анализ диагностики:

Результаты анкеты показали, что молодые специалисты в первый год своей работы встретились со следующими трудностями: организация и проведение учебных занятий, отсутствие дисциплины в классе, отношения с родителями.

Они отметили, что педагогическим коллективом и администрацией созданы следующие комфортные условия:

- Выделена рабочая зона

- Своевременное методическое информирование

- Удобное время работы методического кабинета

- Помощь опытных педагогов

- Гибкий режим работы

- Четкое определение полномочий, должностных обязанностей

- Доброжелательная атмосфера в коллективе

Отношения с коллективом складываются успешно, а именно:

- Приняли доброжелательно

- Оказывают моральную поддержку

- Оказывают практическую помощь

- Приглашают на занятия

- Помогают решать педагогические задачи

- Рекомендуют методы и примы

- Делятся опытом

По результатам анкеты «Изучение затруднений в работе» выявлены следующие проблемы:

  • низкий уровень умения проводить самоанализ урока
  • в планировании (КТП, КСП, ДСП)
  • в организации личного труда и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Наибольшие трудности в составлении КСП вызывают:

  • целеполагание
  • выбор типа урока
  • отбор главного в содержании учебного материала.

Вопросы, по которым нужна консультация:

  • тайм менеджмент
  • дисциплина
  • работа с документацией строгой отчётности.

Определены потребности молодого специалиста:

  • самообразование
  • семинары
  • мастер-классы
  • творческие лаборатории
  • помощь со стороны наставника

По результатам комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов выявилась следующая картина: молодых специалистов вызывают трудности в следующих областях:

Общепедагогическая область 

1. Владение технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов

2. Владение методическими приемами, педагогическими средствами и их совершенствование

3. Умение работать с информационными источниками

4. Умение осуществлять оценочно-ценностную рефлексию

Научно-теоретическая область 

· Знание методов науки преподаваемого предмета

Методическая область 

· Знание содержания образования учащихся по учебному предмету

· Знание методов и приемов обучения школьников учебному предмету

· Знание форм организации обучения школьников учебному предмету

· Знание средств обучения школьников учебному предмету

Психолого-педагогическая область 

· Знание психологических особенностей учащихся

· Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников

· социально значимых целей

·Владение ораторским искусством, умение убеждать, аргументировать свою позицию


Результаты диагностики показывают, что молодым специалистам нужна помощь в решении вопросов организационного, методического, научно-практического характера. Также просматривается высокая мотивация молодых специалистов к саморазвитию и стремление к формированию и совершенствованию профессиональных навыков .

Таким образом, используя потенциал и готовность к развитию, составлен план работы с молодыми специалистами, направленные на оказание всесторонней помощи в профессиональном

2 этап (основной)

Реализация Плана наставничества

Работа с молодым педагогом по профессиональному развитию и психолого-педагогического сопровождения.

Цель работы наставника: 

  • Работа над профессиональным становлением молодого педагога;
  • Работа по профессиональному развитию и психолого-педагогическому сопровождению молодого педагога.


Работа по реализации плана наставничества на втором этапе проводилась согласно разработанному плану.

Была оказана помощь в составлении личного плана самообразования и выбора поисковой темы.

Проведены практические занятия для молодых специалистов: «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование», «Современный урок и его анализ», «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей», «Работа со школьной документацией», «Психолого -  педагогический подход к учащимся, предупреждение педагогической запущенности.

Проведены консультации по вопросам анализа и самоанализа урока, современные образовательные технологии в учебном процессе, работа с документацией строгой отчётности, работа на платформе Кунделик.

Посещаются занятия молодых специалистов согласно плану работы, проводится консультация по посещённым урокам, а также посещение уроков педагогов-наставников молодыми специалистами.

Наставники и молодые специалисты проводят обсуждение посещённых ими районных и областных семинаров, международных вебинаров.

Так, Людвина А.И. ведёт активную работу по реализации национальной программы «Читающая школа- читающая нация», ведёт театральный кружок, Сапаргалиева А.Н. возглавляет дебатный клуб лицея, а также вместе с педагогом-наставником участвует в конкурсе авторских программ.

Учащиеся молодых специалистов занимают призовые места на школьном этапе предметных олимпиад, являются призёрами районного этапа предметных олимпиад: Надырова Н. – 3 место (Людвина А.И.), Никифорова П – 2 место (Сапаргалиева А.Н.)

По итогам первого полугодия молодые специалисты составили в творческой форме видеоотчёт.

Согласно плану работы по наставничеству на конец первого полугодия была проведена промежуточная диагностика.



Результаты промежуточной диагностики показали, что по всем критериям у молодых специалистов наблюдается положительная динамика.  Так, у Сапаргалиевой  А.Н.   наибольший рост имеют показатели тайм-менеджмента, самоанализа обучающей деятельности, планирования и осуществления дифференцированного подхода. К сожалению, показатель «самообразование» снизился из-за нехватки времени у молодого педагога вследствие большой загруженности и активном участии во внеклассной и общественной работе.

Людвина А.И. испытывала наибольшие трудности по планированию и соблюдению тайм-менеджмента, а также в самоанализе и использованию дифференцированного подхода.

По состоянию на январь 2023 года все показатели молодого специалиста повысились.

За текущий год молодые специалисты показали себя активными, ответственными педагогами со следующими результатами:

1.Сапаргалиева А.Н. активно ведет внеклассную работу по предмету. Так, начиная с сентября 2022 педагог возглавляет дебатный клуб лицея, регулярно проводит консультации, встречи, мастер-классы. Результат данной работы молодого специалиста – 2 место лицейской команды в районном туре дебатов.

В рамках тематической декады кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Сапаргалиева А.Н. провела конкурс выразительного чтения среди 5-7 классов, где ребята декламировали произведения классиков на трех языках. Прозвучали стихи Абая, Николая Заболоцкого, Константина Ваншенкина, Редъярда Киплинга. Педагог ответственно отнеслась к организации конкурса, помогала учащимся с выбором стихотворения, дала информацию об авторах произведений. Конкурс прошел в интересной интерактивной форме.

Вместе с педагогом-наставником Айнель Нурлановна участвовала в конкурсе авторских программ, их совместная программа прошла районную экспертизу, а также вместе с педагогом приняла участие в конкурсе наставников: район – 1 место, область – 1 место.

Учащиеся Сапаргалиевой А.Н. занимают призовые места на школьном этапе предметных олимпиад, являются призёрами районного этапа предметных олимпиад: Никифорова Полина 7А класс – 2 место, Бакытбекова Аружан 9Б класс.

2.Людвина Анастасия Ивановна. Молодой специалист подготовила призёра предметной олимпиады по русскому языку районного тура: Надырова Николь (2 место), призёров областного конкурса «Лидер»: Бескишкина Е (2 место), Лаубаева А (3 место), а также призёров по предмету школьного уровня.

Анастасия Ивановна активно занимается внеклассной деятельностью, результатом чего являются следующие результаты: команда учащихся заняли 3 место в экологическом брейн-ринге (областной уровень), Раджанкызы Д – 2 место видеочтения (районный тур).

Молодой специалист активно включилась в реализацию Национальной программы «Читающая школа – читающая страна», в рамках которого проводит различные конкурсы, часы чтения, обзоры книг среди учащихся школы. Результаты её работы представляются в школьном Инстаграмм. Вместе с наставником провела литературную гостиную ко Дню Победы «Мы помним! Мы гордимся!», которая получила высокую оценку гостей внеклассного мероприятия.

Анастасия Ивановна активно занимается самообразованием, принимая участие в семинарах молодых специалистов (сертификат), цифровые технологии в школьной библиотеке (сертификат, область), региональный форум молодых педагогов общеобразовательных школ РК «Жас ұстаз: табысқа апарар жол», работа в цифровом журнале Кунделик (сертификат).

Итоговая диагностика.

Сапаргалиева А.Н.

 


Сапаргалиева А.Н.

 


Результаты итоговой диагностики показали, что по всем критериям у молодого специалиста наблюдается положительная динамика.  Несмотря на   большую загруженность, Айнель Нурлановна активно участвует во внеклассной и общественной жизни школы. За год работы в лицее она завоевала любовь своих учеников и уважение среди коллег. Ее отличает высокая работоспособность, оптимизм, творческий подход и готовность к развитию. С таким потенциалом и выработанной системой самообразования Айнель Нурлановна добьется высоких результатов в профессиональном становлении.


Людвина А.И.

 


Людвина А.И.

 


Результаты итоговой диагностики показали, что по всем критериям у молодого специалиста наблюдается положительная динамика.  Несмотря на совмещение в должности заведующей библиотекой, Анастасия Ивановна активно участвует во внеклассной и общественной жизни школы. За прошедший период Анастасия Ивановна показала себя как хороший специалист, пользующийся авторитетом среди учащихся и коллег. Она отличается высокой ответственностью, творческим подходом, и готовностью к развитию.

Молодые специалисты, Сапаргалиева А.Н, Людвина А. И, зарекомендовали себя как ответственные работники, хорошие специалисты с активной жизненной позицией. С таким потенциалом и выработанной системой самообразования они добьются высоких результатов в профессиональном становлении.