2022-2023 оқу жылындағы тәлімгерлікті талдау. Анализ наставничества за 2022-2023 учебный год
КГУ «Школа-лицей города Алтай»
отдела образования по району Алтай УО ВКО
Педагоги-наставники: Демегенева Гульмира Каирхановна, учитель английского языка, учитель-исследователь.
Байбулова Айнаш Кургановна, учитель русского языка и литературы, учитель-исследователь.
Молодые специалисты: Сапаргалиева Айнель Нурлановна, учитель английского языка.
Людвина Анастасия Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Работа по наставничеству основывается на нормативно-правовых документах:
- Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 160. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 апреля 2020 года № 20486.
- Правила организации наставничества и требования к педагогам, осуществляющим наставничество. (Пункт 2 статьи 13 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога")
Приказ о наставничестве КГУ «Школа-лицей города Алтай» отдела образования по району Алтай УО ВКО № 114 от 01.09.2022 года.
Цель работы: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста, формирование профессиональных умений и навыков молодого специалиста для успешного применения их в профессиональной деятельности
Задачи:
- создание условий для профессиональной и психологической адаптации молодого специалиста;
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Основные направления работы: - работа с нормативно-правовой документацией, используемой в работе;
- помощь в работе со школьной документацией;
- консультации по составлению и реализации - рабочей программы, планов учебных занятий;
- помощь в организации учебных занятий;
- помощь в составлении и анализе диагностических работ;
- взаимопосещение уроков.
Организация работы по наставничеству была определена в три этапа:
1 этап (вводный)
Определение уровня профессиональной подготовки молодого педагога (диагностика)
Цель проведения диагностики:
- Определить уровень подготовки и индивидуальных потребностей молодого педагога;
- На основе проведённой диагностики разработать План наставничества на 2022-2023 учебный год.
Критерии:
1. Особенности профессиональной компетентности начинающих педагогов.
2. Типы проблем и трудностей, возникшие у молодых педагогов в процессе адаптации к педагогической профессии.
3. Удовлетворенность молодых педагогов созданными условиями в образовательном учреждении для их более успешной адаптации
4. Степень информированности молодых педагогов о деятельности образовательного учреждения.
Результаты:
Анализ диагностики и План наставничества.
Анализ диагностики:
Результаты анкеты показали, что молодые специалисты в первый год своей работы встретились со следующими трудностями: организация и проведение учебных занятий, отсутствие дисциплины в классе, отношения с родителями.
Они отметили, что педагогическим коллективом и администрацией созданы следующие комфортные условия:
- Выделена рабочая зона
- Своевременное методическое информирование
- Удобное время работы методического кабинета
- Помощь опытных педагогов
- Гибкий режим работы
- Четкое определение полномочий, должностных обязанностей
- Доброжелательная атмосфера в коллективе
Отношения с коллективом складываются успешно, а именно:
- Приняли доброжелательно
- Оказывают моральную поддержку
- Оказывают практическую помощь
- Приглашают на занятия
- Помогают решать педагогические задачи
- Рекомендуют методы и примы
- Делятся опытом
По результатам анкеты «Изучение затруднений в работе» выявлены следующие проблемы:
- низкий уровень умения проводить самоанализ урока
- в планировании (КТП, КСП, ДСП)
- в организации личного труда и организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Наибольшие трудности в составлении КСП вызывают:
- целеполагание
- выбор типа урока
- отбор главного в содержании учебного материала.
Вопросы, по которым нужна консультация:
- тайм менеджмент
- дисциплина
- работа с документацией строгой отчётности.
Определены потребности молодого специалиста:
- самообразование
- семинары
- мастер-классы
- творческие лаборатории
- помощь со стороны наставника
По результатам комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов выявилась следующая картина: молодых специалистов вызывают трудности в следующих областях:
Общепедагогическая область
1. Владение технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов
2. Владение методическими приемами, педагогическими средствами и их совершенствование
3. Умение работать с информационными источниками
4. Умение осуществлять оценочно-ценностную рефлексию
Научно-теоретическая область
· Знание методов науки преподаваемого предмета
Методическая область
· Знание содержания образования учащихся по учебному предмету
· Знание методов и приемов обучения школьников учебному предмету
· Знание форм организации обучения школьников учебному предмету
· Знание средств обучения школьников учебному предмету
Психолого-педагогическая область
· Знание психологических особенностей учащихся
· Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьников
· социально значимых целей
·Владение ораторским искусством, умение убеждать, аргументировать свою позицию
Результаты диагностики показывают, что молодым специалистам нужна помощь в решении вопросов организационного, методического, научно-практического характера. Также просматривается высокая мотивация молодых специалистов к саморазвитию и стремление к формированию и совершенствованию профессиональных навыков .
Таким образом, используя потенциал и готовность к развитию, составлен план работы с молодыми специалистами, направленные на оказание всесторонней помощи в профессиональном
2 этап (основной)
Реализация Плана наставничества
Работа с молодым педагогом по профессиональному развитию и психолого-педагогического сопровождения.
Цель работы наставника:
- Работа над профессиональным становлением молодого педагога;
- Работа по профессиональному развитию и психолого-педагогическому сопровождению молодого педагога.
Работа по реализации плана наставничества на втором этапе проводилась согласно разработанному плану.
Была оказана помощь в составлении личного плана самообразования и выбора поисковой темы.
Проведены практические занятия для молодых специалистов: «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование», «Современный урок и его анализ», «Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей», «Работа со школьной документацией», «Психолого - педагогический подход к учащимся, предупреждение педагогической запущенности.
Проведены консультации по вопросам анализа и самоанализа урока, современные образовательные технологии в учебном процессе, работа с документацией строгой отчётности, работа на платформе Кунделик.
Посещаются занятия молодых специалистов согласно плану работы, проводится консультация по посещённым урокам, а также посещение уроков педагогов-наставников молодыми специалистами.
Наставники и молодые специалисты проводят обсуждение посещённых ими районных и областных семинаров, международных вебинаров.
Так, Людвина А.И. ведёт активную работу по реализации национальной программы «Читающая школа- читающая нация», ведёт театральный кружок, Сапаргалиева А.Н. возглавляет дебатный клуб лицея, а также вместе с педагогом-наставником участвует в конкурсе авторских программ.
Учащиеся молодых специалистов занимают призовые места на школьном этапе предметных олимпиад, являются призёрами районного этапа предметных олимпиад: Надырова Н. – 3 место (Людвина А.И.), Никифорова П – 2 место (Сапаргалиева А.Н.)
По итогам первого полугодия молодые специалисты составили в творческой форме видеоотчёт.
Согласно плану работы по наставничеству на конец первого полугодия была проведена промежуточная диагностика.
Результаты промежуточной диагностики показали, что по всем критериям у молодых специалистов наблюдается положительная динамика. Так, у Сапаргалиевой А.Н. наибольший рост имеют показатели тайм-менеджмента, самоанализа обучающей деятельности, планирования и осуществления дифференцированного подхода. К сожалению, показатель «самообразование» снизился из-за нехватки времени у молодого педагога вследствие большой загруженности и активном участии во внеклассной и общественной работе.
Людвина А.И. испытывала наибольшие трудности по планированию и соблюдению тайм-менеджмента, а также в самоанализе и использованию дифференцированного подхода.
По состоянию на январь 2023 года все показатели молодого специалиста повысились.
За текущий год молодые специалисты показали себя активными, ответственными педагогами со следующими результатами:
1.Сапаргалиева А.Н. активно ведет внеклассную работу по предмету. Так, начиная с сентября 2022 педагог возглавляет дебатный клуб лицея, регулярно проводит консультации, встречи, мастер-классы. Результат данной работы молодого специалиста – 2 место лицейской команды в районном туре дебатов.
В рамках тематической декады кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Сапаргалиева А.Н. провела конкурс выразительного чтения среди 5-7 классов, где ребята декламировали произведения классиков на трех языках. Прозвучали стихи Абая, Николая Заболоцкого, Константина Ваншенкина, Редъярда Киплинга. Педагог ответственно отнеслась к организации конкурса, помогала учащимся с выбором стихотворения, дала информацию об авторах произведений. Конкурс прошел в интересной интерактивной форме.
Вместе с педагогом-наставником Айнель Нурлановна участвовала в конкурсе авторских программ, их совместная программа прошла районную экспертизу, а также вместе с педагогом приняла участие в конкурсе наставников: район – 1 место, область – 1 место.
Учащиеся Сапаргалиевой А.Н. занимают призовые места на школьном этапе предметных олимпиад, являются призёрами районного этапа предметных олимпиад: Никифорова Полина 7А класс – 2 место, Бакытбекова Аружан 9Б класс.
2.Людвина Анастасия Ивановна. Молодой специалист подготовила призёра предметной олимпиады по русскому языку районного тура: Надырова Николь (2 место), призёров областного конкурса «Лидер»: Бескишкина Е (2 место), Лаубаева А (3 место), а также призёров по предмету школьного уровня.
Анастасия Ивановна активно занимается внеклассной деятельностью, результатом чего являются следующие результаты: команда учащихся заняли 3 место в экологическом брейн-ринге (областной уровень), Раджанкызы Д – 2 место видеочтения (районный тур).
Молодой специалист активно включилась в реализацию Национальной программы «Читающая школа – читающая страна», в рамках которого проводит различные конкурсы, часы чтения, обзоры книг среди учащихся школы. Результаты её работы представляются в школьном Инстаграмм. Вместе с наставником провела литературную гостиную ко Дню Победы «Мы помним! Мы гордимся!», которая получила высокую оценку гостей внеклассного мероприятия.
Анастасия Ивановна активно занимается самообразованием, принимая участие в семинарах молодых специалистов (сертификат), цифровые технологии в школьной библиотеке (сертификат, область), региональный форум молодых педагогов общеобразовательных школ РК «Жас ұстаз: табысқа апарар жол», работа в цифровом журнале Кунделик (сертификат).
Итоговая диагностика.
Сапаргалиева А.Н.
Сапаргалиева А.Н.
Результаты итоговой диагностики показали, что по всем критериям у молодого специалиста наблюдается положительная динамика. Несмотря на большую загруженность, Айнель Нурлановна активно участвует во внеклассной и общественной жизни школы. За год работы в лицее она завоевала любовь своих учеников и уважение среди коллег. Ее отличает высокая работоспособность, оптимизм, творческий подход и готовность к развитию. С таким потенциалом и выработанной системой самообразования Айнель Нурлановна добьется высоких результатов в профессиональном становлении.
Людвина А.И.
Людвина А.И.
Результаты итоговой диагностики показали, что по всем критериям у молодого специалиста наблюдается положительная динамика. Несмотря на совмещение в должности заведующей библиотекой, Анастасия Ивановна активно участвует во внеклассной и общественной жизни школы. За прошедший период Анастасия Ивановна показала себя как хороший специалист, пользующийся авторитетом среди учащихся и коллег. Она отличается высокой ответственностью, творческим подходом, и готовностью к развитию.
Молодые специалисты, Сапаргалиева А.Н, Людвина А. И, зарекомендовали себя как ответственные работники, хорошие специалисты с активной жизненной позицией. С таким потенциалом и выработанной системой самообразования они добьются высоких результатов в профессиональном становлении.